На русском English
Последнее обновление на сайте: 24.11.2017 г.
Горячие контакты
  • Работа с обращениями граждан
    8 (383) 223-16-68
  • Пресс-служба
    press@zsnso.ru
    8 (383) 223-44-77
В помощь депутатам 6-го созыва Наказы избирателей Молодежный парламент К 80-летию Новосибирской области Конкурс на лучшую организацию работы общественной  приемной
На главную Карта сайта Написать администратору Добавить в избранное Контакты
СМИ Кто есть кто?
Слово
Позиция
Ведомости
Советская Сибирь
Версия для печати
Кто есть кто? Вадим Агеенко

ЖКХ: налоги и оффшоры

Вадим Агеенко — депутат с 16-летним стажем, третий созыв работает в областном законодательном органе, в предыдущем созыве был председателем комитета по местному самоуправлению.

— Вадим Алексеевич, последнее время одной из самых острых тем для граждан становятся проблемы ЖКХ — рост тарифов и коммунальных платежей. На ваш взгляд, в чём причина этих проблем и как их можно разрешить?
— Основную причину плачевного состояния дел в ЖКХ вижу в том, что государство практически полностью отдало эту систему в частные руки. Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство из социально значимой отрасли превратилось, по сути, в доходный бизнес от производства и предоставления этих самых коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающие организации (РСО) — это, как правило, акционерные общества без государственного участия, т.е. коммерческие структуры. Правда, эти компании работают по тарифам, которые им устанавливает государство, но опять-таки, по предложению самих этих компаний. Ежегодно, при расчёте очередных тарифов РСО доказывают, что себестоимость производства их коммунальных ресурсов (тепло, электроэнергия, вода) растёт из-за роста транспортных расходов, цен на сырьё и материалы, на топливо и ГСМ, на коммунальные услуги. Компании доказывают, что у них много неплательщиков. Отчасти это так, но только отчасти. Сегодня в рыночных условиях некоторые компании при расчёте тарифов пытаются под видом производственных затрат включить в тариф свои непроизводственные расходы и сверхнормативные потери. Это строго запрещено законами. При установлении очередных тарифов департаменту по тарифам следует не столько доверять РСО «на слово», сколько дотошно и досконально проверять их годовые балансы и все представленные документы. С сентября 2012 года вступили в силу новые правила предоставления коммунальных услуг (ПП №354), а с марта того же года — новые правила установления нормативов потребления коммунальных услуг (ПП №306). При этом постановлением Правительства № 354, принятом в марте 2011 года, было предписано исключить из всех нормативов потребления объёмы коммунальных ресурсов, затраченных на общедомовые нужды (ОДН) и все технологические потери (п.4 ПП №354).
Казалось бы, при этом новые нормативы потребления должны были уменьшиться на величину этих исключённых затрат (по оценкам экспертов — на 7-10 процентов). Однако жизнь показала обратное. Сравним старые и новые нормативы потребления электроэнергии в жилом помещении на одного человека: в однокомнатной квартире — 150 кВт•час в месяц (старый) и 156 кВт•час (новый), рост 4 процента; в трёхкомнатной квартире — 191 кВт•час и 201 кВт•час, соответственно, рост 5,2 процента. Как видим, норматив потребления электроэнергии не только не уменьшился на «изъятые» объёмы на ОДН и технологические потери, как это предписывалось п.4 ПП № 354, но и увеличился — от 4 до 5,2 процента. Как такое могло случиться? Эти вопросы мы, депутаты фракции КПРФ, задавали областному департаменту по тарифам и губернатору области на заседаниях комитетов, на сессиях заксобрания, на фракционной встрече с губернатором, но вразумительного ответа так и не получили. Кроме того, по моим расчётам и оценкам экспертов, вновь введённый норматив потребления электроэнергии на ОДН завышен в 2,5 раза. Отсюда и увеличение коммунального платежа.
По поручению фракции КПРФ на двух сессиях я предлагал губернатору приостановить приказ департамента по тарифам № 168-ЭЭ и разобраться в сложившейся ситуации, проверив расчёты департамента. Но это предложение по непонятным причинам упорно не поддерживала самая большая и влиятельная фракция заксобрания. В третий раз мы не стали поднимать этот вопрос на сессии, а направили губернатору письменное обращение от депутатов, которое подписали все представители фракции КПРФ, а всего 20 депутатов, два из них — от «Единой России, в том числе Олег Сметанин, который также на сессии обращался с аналогичным предложением к губернатору. Для депутата-единоросса это смелый поступок.
Сегодня мы получили ответ губернатора, суть которого сводится к следующему: нормативы установлены в рамках полномочий департамента, приказ № 168-ЭЭ приостанавливаться не будет, работа по проверке нормативов ведётся в рамках поручений Президента РФ. Несмотря на такой ответ, лично я, как депутат, опускать руки не намерен, да и мои избиратели мне этого не позволят.
— Бытует мнение, что большинство предприятий ЖКХ, оказывающих комуслуги, являются убыточными. Что вы думаете по этому поводу?
— Если бы это было так, уверяю: частные управляющие компании, которые, собственно, по закону являются исполнителями коммунальных услуг, давно бы ушли с этого рынка. Население довольно дружно и регулярно оплачивает все коммунальные услуги, даже некачественные. Процент неплательщиков — собственников жилья, не превышает 2,5 процента. Если мы говорим о ресурсоснабжающих организациях, которые производят и поставляют (продают) коммунальные ресурсы населению через УК, ТСЖ и ЖСК, то здесь есть проблемы с маломощными котельными и подстанциями, для которых муниципальные органы власти вправе устанавливать различные надбавки к тарифам. Иногда убыточность предприятий ЖКХ обусловлена слабой организационной работой либо неразберихой в начислениях, перечислениях и взаимозачётах. В рыночных условиях для нормальной работы предприятия порой нужен не только грамотный руководитель и экономист, но и грамотный юрист.
С другой стороны, мы видим, что при всех вышеприведённых «рыночных трудностях» РСО (как правило, это монополисты) не так уж и бедны. Согласно годовым финансовым отчётам, по итогам 2011 года только чистой прибыли было получено: ОАО «Новосибирскэнергосбыт» — 415 млн. руб., ОАО «СИБЭКО» — 539 млн. руб., ОАО «Новосибирскэнерго» — 1661 млн. рублей. И ещё один интересный факт об одном из очень известных монополистов в нашей области. Фактическими владельцами, акционерами, владеющими 75 процентами акций ОАО «Новосибирскэнергосбыт», являются пять иностранных компаний, которые зарегистрированы в оффшорах. Три из них — на Британских Виргинских островах: компании ARINYA UNITED COMPANY S.A., KOLORA MANAGEMENT INC, FORTIZA LTD, ещё две компании зарегистрированы на Кипре — KEVALDA HOLDINGS и OBYMEN LAKE HOLDINGS LIMITED. Все прекрасно понимают, зачем некоторые компании регистрируются в оффшорах. Правильно, главная цель — минимизировать или вообще «законным» способом уйти от налогов, бизнес есть бизнес. «Моральный облик» таких компаний-акционеров вполне понятен.
— Как же всё-таки можно, на ваш взгляд, стабилизировать ситуацию с ежегодным запредельным ростом тарифов и коммунальных платежей?
— В этой связи мне хотелось бы поговорить о роли и ответственности государства и о налогах в системе ЖКХ. Казалось бы, государство проявляет «озабоченность» ростом тарифов для населения и самих коммунальных платежей. По этому поводу проводятся различные совещания на самом высоком уровне, только Президент РФ в этом году провёл два таких совещания. Делаются громкие заявления, Президентом даются поручения правительству, федеральным министерствам, губернаторам по сдерживанию роста тарифов в системе ЖКХ, недопущению их роста на очередной период более чем на шесть процентов. Правда, специалисты утверждают, что в данной экономической ситуации, выполнить поручение «о шести процентах» практически невозможно.
Два федеральных министерства — регионального и экономического развития, а также Федеральная служба по тарифам, ломают голову — что бы ещё исключить из тарифов, чтобы сдержать их рост на уровне шести процентов, и при этом соблюсти баланс интересов между организациями коммунального комплекса и непосредственными потребителями их коммунальных ресурсов, прежде всего, населением. Однако реально существует возможность вообще не поднимать тарифы для населения.
Государство уже сегодня могло бы принять решение, которое снизит их сразу на 18 процентов или заморозит на какой-то срок. Для этого, на мой взгляд, нужно всего-навсего исключить из тарифов налог на добавленную стоимость и, соответственно, освободить от этого налога все организации и предприятия, производящие и поставляющие в систему ЖКХ коммунальные ресурсы для населения — тепло, электроэнергию, воду и газ. НДС — федеральный налог, он уходит государству и наполняет доходную часть федерального бюджета.
Мне могут возразить: а чем же тогда наполнять доходную часть бюджета, в котором всегда не хватает денег на социальные выплаты, ремонты дорог и домов, на федеральные программы по реформированию системы ЖКХ? Позволю себе ответить вопросом на вопрос. А так ли необходимы государству эти дополнительные доходы от каждого киловатта электроэнергии или кубометра воды, израсходованного в моей или вашей квартире?
Последние несколько лет федеральный бюджет профицитный, т.е. доходы превышают расходы. Как говорят в народе, денег у государства, похоже, стало «так много», что их уже и не знают «куда девать». Сарказм населения подкрепляется тем, что из доходной части федерального бюджета уже не первый год изымаются огромные средства и направляются не на развитие экономики или на сдерживание тарифов, а в так называемые «резервные фонды», которые, кстати, тоже хранятся за границей. Таким образом, государственные средства, то есть наши с вами налоги, просто лежат где-то мёртвым грузом и государство, похоже, в них не нуждается.
Суть моего предложения по сдерживанию роста тарифов проста и, как мне кажется, вполне может быть обоснована и экономически, и социально, и политически. Итак, я предлагаю государству: во-первых, исключить из всех тарифов для населения НДС — это уже 18 процентов, не меняя саму величину тарифов на очередной долгосрочный период. В этом случае впервые за много лет тариф для населения может оставаться неизменным два — три года, во-вторых, освободить от уплаты НДС все предприятия и организации любых форм собственности, производящие и поставляющие в систему ЖКХ коммунальные ресурсы. В этом случае, при неизменных тарифах для населения на коммунальные ресурсы эти предприятия получат дополнительные доходы в объёме тех же 18 процентов налогов, которые они ранее перечисляли в федеральный бюджет. А это уже не 6-10 процентов ежегодного роста поступлений платежей от населения, а сразу 18. Как видно, дополнительные доходы напрямую поступают в реальный сектор экономики, что не вызовет инфляции, и поможет стабилизировать сложную экономическую ситуацию на предприятиях ЖКХ.
Вы скажете, государство на это не пойдёт. Но я уже отмечал, это вопрос не только экономический, но и политический. Я думаю, в период «стабильной стагнации» реального сектора экономики, сокращения платёжеспособности населения из-за фактического снижения его реальных доходов, в период постоянного роста социальной напряжённости в обществе по поводу роста тарифов и коммунальных платежей государство вполне могло бы пойти на этот неординарный шаг, пожертвовав частью своих доходов ради социальной стабильности в обществе.