На русском English
Последнее обновление на сайте: 22.02.2018 г.
Горячие контакты
  • Работа с обращениями граждан
    8 (383) 223-16-68
  • Пресс-служба
    press@zsnso.ru
    8 (383) 223-44-77
Наказы избирателей Молодежный парламент Конкурс на лучшую организацию работы общественной  приемной
На главную Карта сайта Написать администратору Добавить в избранное Контакты
СМИ Кто есть кто?
Слово
Позиция
Ведомости
Советская Сибирь
Версия для печати
Кто есть кто? Юрий Зозуля
Зозуля Юрий Викторович
Избран депутатом Законодательного собрания НСО по партийному списку по избирательному округу № 5 (Баганский, Купинский и Карасукский районы).
Комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, заместитель председателя.
Комиссия по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции.
Фракция: «Единая Россия»
 
Юрий Зозуля: «Удочки у рыбаков одинаковые, а вот способы ловли — разные»
 
О необходимости новой модели инженерного образования школьников депутат заксобрания, доктор экономических наук Юрий Зозуля заявил в начале 2015 года. И внедрять новую модель предложил не в элитных городских школах или лицеях, а в обыкновенных сельских образовательных учреждениях. Инженерное образование школьников он увидел в качестве модели развития сельских удалённых территорий, подготовки для них кадров, организации на селе малого бизнеса.
Спустя некоторое время о техническом образовании школьников заговорили на уровне Правительства РФ. Там были предложены две модели: московской инженерной школы — ученики в выходные занимаются в инженерных классах при вузах, и уральской — создание инженерных классов на базе учреждений дополнительного образования.
Юрий Зозуля предложил третий вариант — развивать инженерное образование в рамках общего образования. Идея воплотилась в проекте «Инженерные компетенции — сила развития Родины», реализовать который было решено на территории избирательного округа № 5 — в образовательных учреждениях Баганского, Купинского и Карасукского районов. Естественно, в тех школах, которые сами этого захотят.
Новым стал не только сам проект, но и подходы к разработке модели инженерного образования школьников. Последовали проектные сессии, тренинги, семинары, на которых будущее своих школ сельские педагоги проектировали вместе со специалистами министерства образования НСО, педагогического и аграрного университетов, бизнес-компаний. Были стажировки в других городах.
Сегодня в школах НСО действует 42 инженерных класса. Проводятся профильные инженерные смены. Открыты три межмуниципальных ресурсных центра. Разработаны первые в России методические рекомендации по организации техно-предпринимательской деятельности общеобразовательных организаций. Наблюдается эффект домино: учащиеся инженерных классов из глубинки начали выигрывать в чемпионатах JuniorSkills, на международных соревнованиях.
Как оценивает реализацию проекта «Инженерные компетенции — сила развития Родины» его автор? Об этом мы спросили Юрия Зозулю.
— Сегодня представления, которыми мы руководствовались в самом начале пути, нам кажутся немного наивными — говорит он. — Но главное удалось сохранить: понимание, что это необходимо для страны. Начавшись как проект локальной территории, он перерос в масштабы области. Сомнения в том, сможем ли мы его воплотить, отпали. Намного интереснее становится работа, когда ты понимаешь, что в чём-то «пионер» и идёшь по неизведанной земле. Этот интересный мир открывается не только для нас, но и для тех участников проекта, которые когда-то рискнули и смогли переступить через свои страхи и опасения, что не справятся. Сейчас для нас важно, что школы, педагоги и дети абсолютно уверенно оперируют многими современными экономическими категориями, увлечённо рассказывают о новых проектах, своих замыслах, о том, как они будут менять свою жизнь. Не кто-то, а они сами! И это главный результат проекта, о котором мы сначала и не мечтали. Сегодня мы наблюдаем появление детей с совершенно иным отношением к жизни.
— Юрий Викторович, каким вы видите общество будущего?
— Надеюсь, это не далёкое будущее. Мне оно видится как великое государство и великая страна. Чем это определяется? Прежде всего, развитием людей. Они должны быть достаточно состоятельны, а это происходит, когда развита экономика. Тогда можно говорить о росте благосостояния, о росте технологий. Все мы помним фразу: «Если ты такой умный, то почему такой бедный». Следовательно, если люди хотят быть умными и богатыми, они должны менять страну, своё отношение к ней, экономику. Я бы хотел, чтобы у нас появились новые технологические продукты, проекты, идеи, новые отрасли, чтобы возникала конкуренция за инновации.
Чтобы мы видим сегодня в вузовском образовании? Психологически сравниваем себя с Западом — Кембриджем, Гарвардом. А хотелось, чтобы они себя сравнивали с нами. Чтобы это произошло, желаний и мечтаний мало. Поэтому сегодня мы начинаем делать первые шаги по этой дороге. Начали со школ, но понимаем, что надо менять систему высшего образования. Прежде всего, понять, что мы хотим получить, тогда легко протянуть нить из будущего в настоящее. Только так строится правильный проект.
Важно начинать реформировать экономику — создавать рабочие места, новые технологии. Иначе наши высококвалифицированные специалисты просто уедут из России. Сегодня, к сожалению, мы мало говорим о технологических проектах, стратегиях развития, о том, какие новые технологии будут появляться, новые продукты на рынке, где они будут реализовываться и т.д. А это всё суть понятия реиндустриализации.
— Как вы считаете, где смогут найти себя выпускники нынешних инженерных классов?
— Думаю, большинство не пойдёт продолжать учёбу в вузах, а останется работать на родной земле. Надо быть реалистами. Но даже если они останутся в селе, то будут обладать совершенно другими навыками. Мало создать что-то новое, важно уметь это применять. Поэтому основные задачи школьной инженерной подготовки таковы: ребёнок должен научиться искать информацию, которая ему нужна, систематизировать её и применять на практике.
— Как распространить накопленный опыт инженерного образования школьников на всю Новосибирскую область?
— Прежде всего, довести до конца идеи, которые мы начали воплощать совместно с правительством Новосибирской области. То, что мы делаем, направлено и на область, и на страну. Поэтому мы готовы тиражировать наши навыки, рассказывать о приобретённом опыте. Чтобы те, кто пойдёт за нами, не набивали шишек, не повторяли наших ошибок. Мы хотим максимально эффективно реализовать пилотный проект на территории Баганского, Карасукского, Купинского районов с вовлечением дополнительных школ, которые готовы участвовать в нём с новыми идеями, технологиями, механизмами технопредпринимательства. Будет происходить формирование бизнес-моделей, бизнес-планов, которые потом легко тиражировать. Важен алгоритм действий: научить учителей говорить на одном языке, иметь одинаковые критерии, что такое проектный подход и т. д. Бизнес-кейсы мы уже можем сформировать, но должны быть также выработаны методические подходы к такому обучению.
Насколько успешно или неуспешно развивается проект на местах, зависит от людей, которые им занимаются. Там, где авторитарный режим, инициатива убивается. А в основе нашего проекта как раз и лежит формирование самостоятельной инициативы. Мы должны давать каждому возможность для саморазвития, самоопределения, чтобы люди начинали верить, что от их желания, от их поведения зависит их будущее. Чтобы у ребёнка появилось желание созидать, к этому должен быть готов учитель. Профессиональную среду создаст тот руководитель, который сам свободен, творчески инициативен.
— Если взять реализацию проекта за 100 процентов, на какой отметке сейчас находитесь?
— В начале пути. Мы смогли систематизировать знания и опыт, которые получили в процессе развития проекта. И на основе этого опыта структурировать ряд проектов, которые начаты. Задача сегодня — расширение перечня проектов, количества участников, переход к сетевому взаимодействию между ними, как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне. После этого можно сказать, что достигли базовой задачи начального этапа. А дальше — тиражированию инициативы на всю Новосибирскую область и распространение опыта на всей территории России.
Полученный нами опыт позволяет говорить о наличии универсальных подходов, единых требований, базовых условий для того, чтобы развивались техно-предпринимательские инициативы. При этом одинаковых проектов не будет. Базовые модели, идеи не отменяют уникальности каждой школы. Как говорится, удочка у всех рыбаков одинаковая, а вот способы ловли — разные. Наша задача: создать новую удочку и позволить каждому совершенствоваться в рыбной ловле.