На русском English facebook twitter instagram vk
Последнее обновление на сайте: 17.08.2018 г.
Горячие контакты
  • Работа с обращениями граждан
    8 (383) 223-16-68
  • Пресс-служба
    press@zsnso.ru
    8 (383) 223-44-77
Наказы избирателей Конкурс на лучшую организацию работы общественной  приемной Молодежный парламент
На главную Карта сайта Написать администратору Добавить в избранное Контакты
СМИ Кто есть кто?
Слово
Позиция
Ведомости
Советская Сибирь
Версия для печати
Кто есть кто? Сергей Титков

Титков Сергей Николаевич
Депутат Законодательного собрания по одномандатному округу №4.
Территория округа: Барабинский и Здвинский районы.
Заместитель председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике.
Фракция «Единая Россия».

 Есть поводы для гордости

Сергей Титков — уроженец Барабинского района, интересы его жителей он отстаивает в Законодательном собрании уже 16 лет. А с 2010 года в сферу его полномочий вошёл ещё и Здвинский район.

Строка в бюджете
— Сергей Николаевич, как бы вы определили основные приоритеты в своей депутатской работе?
— Я стараюсь как можно больше внимания уделять селянам. Когда я избирался в начале 2000-х годов, приезжал в деревню, и люди говорили: мы вообще забыли, когда у нас кто-то был. Зарплаты там не было, дорог, транспорта, телефонов не было. Поэтому я с самого начала для себя решил больше уделять внимания сёлам. Меня на округе никогда никто не сможет обвинить, что я там не бываю. Я живу жизнью этих районов. Все праздники стараюсь там отмечать вместе с жителями. Встречи с избирателями провожу вне зависимости от того, сколько человек приходит. Даже если только десять человек собралось, всё равно буду рассказывать, что делаю, и принимать их пожелания, наказы. Для меня это принципиально.
По этому округу я работаю ещё с двумя депутатами — Александром Григорьевичем Терепой и Евгением Эдуардовичем Гутовым. Хотя наш округ самый маленький по численности избирателей, меньше 50 тысяч, мы взяли три мандата. Спасибо активности наших избирателей. И для всех нас приоритет — исполнение наказов избирателей.
Наша область была одной из первых в стране, где принят закон о наказах. Я уверен: наказ должен соответствовать плану социально-экономического развития твоего округа и бюджету, который мы принимаем на три года. Но избирателям не всегда легко понять все нюансы. И тут как раз многое зависит от депутата: он должен объяснить людям, какие в области приоритеты. Ты ведь депутат заксобрания, ты отвечаешь не только за свои районы, но и за Кыштовский, и за Северный, и за Карасукский, и за все остальные. И когда принимается план социально-экономического развития и бюджет, ты должен всё это учитывать. У некоторых избирателей может возникнуть обида, что наказ не исполняется. И ты тогда должен встретиться с людьми и донести, каковы приоритеты на округе. Для меня, например, очень важно было в этом созыве закончить реконструкцию больницы в Барабинске. Уверен, что к концу года мы этот комплекс завершим. Я благодарен губернатору, который два года назад принял решение по этой больнице, и в плане она есть, и в бюджете. Знаю по опыту — пока строчка в бюджете не появится, это всё разговоры. А вот когда наказ появляется в бюджете и в плане, тогда можно считать, что он будет исполнен. Плюс в июне на сессии мы приняли поправку в бюджет о выделении 248 миллионов рублей на оборудование. Это очень важно, потому что больница — не только стены.
— Каких проблем чаще всего касаются поступающие вам наказы избирателей?
— Всех основных проблем сельчан. Для них инфраструктура очень важна. Не дай бог, если закрывается школа, клуб, почта, банк. Они это воспринимают как личную трагедию, считают — значит, они никому не нужны, на них не обращают внимания. И объяснить людям, почему ФАП или школа у них в селе закрывается, очень сложно.
Дороги, транспорт, школы, благоустройство, ФАПы… Насчёт дорог особенно часто обращаются. Дорожная тема очень важна для меня, так как я в комитете по транспорту работаю с 2001 года. Я горжусь тем, что один мой «дорожный» наказ этого созыва был выполнен ещё в 2015 году. В сентябре 2015-го были выборы, а в октябре-ноябре исполнили. Это дорога, которая соединяла с Барабинском два крупных села - Старощербаково и Ульяновское, она была просто непроезжая, не ходили ни автобусы, ни легковой транспорт. Там надо было принимать срочное решение. И тогда было выделено из резервного фонда губернатора 20 миллионов рублей. Мы эту дорогу построили буквально за месяц.
У нас в начале 2000-х была программа «Школьный автобус», она предполагала покупку 50 автобусов. Сейчас их 600! Мы закрываем интернаты, потому что дети должны жить в семьях, но для этого надо, во-первых, автобус, во-вторых, чтобы дорога была проезжая в любое время года.
У нас сегодня в Барабинском районе больше 60 населённых пунктов, где дороги с твёрдым покрытием. Это значит, хоть весной, хоть зимой есть возможность проехать. Но не все они в нормативном состоянии, и этого касаются очень многие наказы. Если дорога соответствует нормативу, ни в какую распутицу шофёр школьного или пассажирского автобуса не сможет сослаться на то, что она непроезжая.
В Здвинском районе у нас был разрыв около пяти километров на дороге, по которой школьников из деревни Малышево и посёлка Петропавловский возят на занятия в Алексеевку. Она была грунтовая, жители дали наказ сделать её проезжей в любое время. Наказ выполнили, участок защебенили, сейчас нет причин, чтобы школьный автобус не пришёл.
Или, например, в Здвинском районе деревня Щелчиха, там тоже от хорошей дороги пять километров была грунтовка. Я хорошо помню, как приехал на встречу с избирателями. Деревня небольшая, но там есть ферма, и каждый день надо вывозить молоко. И мне директор говорит: если не будет дороги, просто закрою ферму, мне молоко надо вывозить. А если закроют ферму, работы нет. И мне очень приятно, что мы в прошлом году дотянули эту дорогу до Щелчихи.
— Какую часть в общем числе ваших наказов составляют «дорожные»?
— Всего у меня около 300 наказов, из них 50 — по дорогам. Здесь важно ещё вот что: наказы дают разные деревни. И когда шло обсуждение, в правительстве мне предложили: давайте одну дорогу построим. Я говорю: нет, ведь Арисово мне давало наказ — это избиратели Арисова. Пензино, Белово, Квашнино давали — это всё разные наказы, они касаются разных участков. Вот Зюзинский сельсовет, от него дорога в Квашнино пошла, в Казанцево, в Белово. Арисово, Пензино — маленькие деревни, но там живут люди. Им всем важны свои участки. Это разные избиратели, они давали разные наказы.
Сейчас идут работы на дороге на Зюзю. На три года, с 2017-го по 2019-й, запланировано финансирование около 450 миллионов рублей на эту дорогу. Уверен, что всё будет сделано.

Кадры для села
— Как налажено транспортное сообщение между населёнными пунктами?
— Это очень существенный момент. Я прекрасно помню, как у нас из села один-два раза в неделю автобусы ездили. Сегодня есть сёла, где автобусы ходят по три раза в день. Люди стали более мобильны. Это вообще-то конституционное право гражданина — право на свободу передвижения. И если нет дороги, транспортного обслуживания, мы нарушаем Конституцию.
Очень остро стоял вопрос по сохранению электричек в Барабинске: Барабинск — Татарская, Барабинск — Чулымская. Нам предлагали: электрички уберём, пустим автобус. Я сказал: а вы понимаете, что у нас там, где полустанки, нет дорог? Кирзинская, Труновская — это сейчас там появилась дорога, тоже мой наказ, а тогда не было. А вот Опорный пункт 301, Чертокулич, Новогутово — люди живут, а дорог нет, и как они будут добираться? Люди всегда ездили на электричках. И я сказал: не горячитесь, не отменяйте электричку. Хоть она самая убыточная из всего новосибирского расписания, но ведь там люди живут. Или тогда давайте их переселять будем.
— Для того, чтобы уровень жизни в селе не отставал от городского, важно иметь подготовленные кадры, готовые там работать. Есть ли они на округе?
— Могу с удовлетворением отметить, что в Барабинском и Здвинском районах нет острого дефицита среднего медперсонала. В Барабинске и
Куйбышеве есть медучилища. Какие-то горячие головы хотели сделать их филиалами новосибирских учебных заведений, я сказал: тогда мы их потеряем. В других районах, я знаю, не найдёшь фельдшера для ФАП. А у нас даже в Барабинске трудно устроиться на работу медсестрой. У нас учатся студенты не из Новосибирска — из сёл. Потом многие туда возвращаются. Если кому-то придёт в голову шальная мысль закрыть училища, это будет большая проблема.
Раньше нам не хватало сельских учителей. Открыли филиал педуниверситета в Куйбышеве, там теперь специально готовят кадры для села. А вот с зоотехниками, с ветеринарами, агрономами у нас напряжённая ситуация. Было принято не самое умное решение закрыть ПТУ, которые в Барабинске готовили комбайнёров. Хотели и в Здвинске закрыть, но удалось отстоять. И сегодня около 80 человек из Барабинска учатся в Здвинке, 15-летним ребятам приходится ездить туда, жить в общежитии, а это дорого. Поэтому сегодня очень внимательно надо относиться к учебным заведениям на сельских территориях, которые готовят специалистов среднего звена, — медучилища, педколледжи, учреждения профтехобразования. Раньше они были в каждом районе, потом многие закрылись. Вот было в Барабинске музыкальное училище, которое готовило учителей музыкальной школы, аккомпаниаторов в сельские клубы. Потом его сделали филиалом новосибирского колледжа культуры, уровень заметно упал, а был очень высокий, преподавали специалисты с консерваторским образованием. И сегодня найти работников культуры в сельские клубы у нас не так просто. Хотя есть и положительные примеры смены статуса на филиал — вот ГПТУ, которое готовило слесарей, сделали филиалом училища имени Лунина, и там уровень поднялся, специалисты высоко ценятся. Всё зависит от головной организации.

— Трудная ситуация с насосно-фильтровальной станцией в соседнем Куйбышеве на слуху у всех. А как обстоят дела с чистой водой в ваших районах?
— Что касается НФС в Куйбышеве — честно говоря, я не верю, что она даст хорошую воду, ведь она поступает из болотной реки Омь, и качественно её очистить очень сложно. По воде есть очень хороший проект, хотя ему уже больше 40 лет. В 30 километрах от Барабинска есть большое подземное озеро с хорошей чистой водой. Проект предполагает подавать её оттуда водоводом — треть в Барабинск и две трети в Куйбышев. В феврале было совещание в Барабинске, где прозвучало предложение вернуться к этому проекту. Уверен, что через какое-то время так и будет. Да, может, это будет чуть дороже, но зато люди получат действительно качественную воду.
В Барабинске сегодня получают воду из 16 глубоководных скважин. В Здвинске тоже скважины. Тут ещё надо иметь в виду: если глубина скважины 300 метров, она служит четыре-пять лет, а стоит около пяти миллионов. Чтобы скважина служила дольше, бурить надо на глубину 800—900 метров, а такая стоит 15 миллионов. Не в каждой деревне такие есть. Где выходят из строя — там или новые приходится бурить, или подвоз воды организовывать.
— Действует ли на округе программа газификации?
— Барабинск был один из первых городов, получивших газ, но затем мы, к сожалению, застопорились. Двадцать лет назад у нас проходил большой транзитный газопровод «Томсктрансгаз», он прорезал всю область, и надо было тогда поставить условие: вы по нашей территории трубы ведёте — будьте добры, сделайте ответвления — Татарск, Чаны, Барабинск, Куйбышев. Где-то они сделали. Барабинск газифицировали. Но для нас было очень важно, чтобы и в ближайшие сёла пришёл газ. Сегодня топят не углём, а дровами. А у нас же степная зона, леса мало, и когда я вижу, что везут хорошие берёзовые дрова — очень жалко деревья. Мы должны к лесу аккуратно относиться. В войну, если берёзу спилишь на дрова, — уголовное дело, не разрешалось, потому что понимали ценность леса. Дровами топить в наших условиях неправильно. Газ — это другая жизнь, абсолютно. Сразу начинается индивидуальное жилищное строительство. И нам обязательно надо газовые котельные. У нас две районные большие котельные, мы подвели к ним газ, большую часть города они охватили. Надо газифицировать ещё несколько котельных, тогда не будет проблем.
Есть очень много наказов по газификации из Барабинска, где труба не дошла, и по газификации ближайших сёл. Сегодня в Старощербаково газ уже заходит. Ульяновское недалеко — туда тоже сам бог велел. Мне когда давали наказы, спрашивали: можно ли просить о газификации Здвинска? А почему нет? Если бы раньше мне сказали, что в Маслянино газ придёт, я бы не поверил, а он пришёл. Поэтому говорю: давайте, наказ есть наказ, будут рассматриваться возможности, а если не дадите, никто и думать об этом не будет.
При этом я ничего не обещаю. Некоторые на встречах говорят: вы хоть пообещайте. Я говорю: нет-нет, не провоцируйте, не буду. И когда мне говорят: вы же обещали, я отвечаю: нет, я не мог, я никогда не обещаю.
Я всё помню, фиксирую, но пока не разберусь, ничего конкретного не говорю. Но если есть возможность делать — делаю. Когда что-то исполнено, люди воспринимают это как должное, и я с этим согласен. Не надо бить себя в грудь: я это сделал! Надо дальше работать.
Барабинск — моя родина. С начала XX века все мои родные здесь живут. Дедушка с бабушкой похоронены, отец, мама, дяди и тёти. Здесь родился, вырос, начинал работать. Здесь становился депутатом — Верховного Совета, Законодательного собрания. Много лет отдал железной дороге, я и сейчас себя чувствую железнодорожником — был, есть и останусь им. Но и Здвинский район мне теперь стал не менее близок. Если ты депутат, представляющий сельскую территорию, то, как бы далеко это ни было, она становится родной.