На русском English facebook twitter instagram vk
Последнее обновление на сайте: 22.10.2018 г.
Горячие контакты
  • Работа с обращениями граждан
    8 (383) 223-16-68
  • Пресс-служба
    press@zsnso.ru
    8 (383) 223-44-77
Наказы избирателей Конкурс на лучшую организацию работы общественной  приемной Молодежный парламент
На главную Карта сайта Написать администратору Добавить в избранное Контакты
СМИ Кто есть кто?
Слово
Позиция
Ведомости
Советская Сибирь
Версия для печати
Кто есть кто? Владимир Карпов

 «В кризис политике учатся быстро»

Владимир КАРПОВ — один из самых опытных и авторитетных депутатов Законодательного собрания нынешнего созыва, ставшего для него уже пятым. Парламентария всегда отличали широкий взгляд на ситуацию в области, принципиальность, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.

К его мнению внимательно прислушиваются коллеги, его деятельность, направленную на решение самых острых проблем области, высоко ценят избиратели.

— Владимир Яковлевич, начинается новый политический сезон. С какими планами входит в него фракция КПРФ в Законодательном собрании?

— Планы фракции и отдельных наших депутатов определяются крупными проектами и сложными темами, находящимися в центре внимания областной власти — губернатора, правительства, Законодательного собрания. Это ключевая часть, которая формирует планы работы фракции. Кроме того, важным и значимым направлением остаётся реализация наказов избирателей, их предложений и обращений. Это, пожалуй, самое главное. Не секрет, что с 2013 года, пятый год подряд, и в России в целом, и в нашей области идёт снижение доходов населения. Это самая болезненная проблема, и она ещё более усугубляется громадным разрывом между доходами большинства наших граждан и узкой части общества, которую называют олигархами. То, что 10 процентов этих обеспеченных граждан имеют в своих руках 90 процентов всех доходов государства, конечно, расценивается как несправедливое положение дел. В этих условиях необходимо обратить особое внимание на меры, которые позволили бы облегчить положение жителей нашей области, обеспечить реализацию их потребностей, нужд, во всём комплексе социального пакета, гарантируемого нашим государством. Это очень сложные проблемы. Поэтому наша фракция определяет для себя два этих крупных, важнейших направления на предстоящий период.

— Пенсионная реформа сейчас обсуждается повсеместно, и, судя по всему, она будет реализована. Позиция фракции КПРФ по этому вопросу осталась прежней?

— Это действительно сегодня наиболее болезненная тема. Надо сказать, что Законодательное собрание вместе с исполнительной властью области в этих условиях берут на себя ответственность за то, чтобы в будущем гарантировать тем, кто достигает действующего сегодня пенсионного возраста, сохранение всех положенных сейчас льгот. Пакет согласован, и я уверен, что все депутаты единодушно его поддержат. Это серьёзно смягчает первоначальный вариант пенсионной реформы, который был внесён федеральным правительством Дмитрия Медведева. Есть и инициатива президента Путина по смягчению ряда положений, и у нас тоже нет никаких сомнений, что Государственная дума поддержит её.

— Всё это как-то смягчило позицию КПРФ по отношению к реформе?

— Ни в коем случае. Всё это меры, не меняющие сути внесённого законопроекта. Поэтому КПРФ по-прежнему резко негативно к нему относится. Мы используем и будем использовать и все законодательные возможности, и гражданскую активность, чтобы повлиять на позицию депутатов Государственной думы. Они же всё-таки не отгорожены какой-то стеной от всего общества, не могут сказать: «ничего не вижу, ничего не слышу», руководствуюсь какими-то своими соображениями. Поэтому наша деятельность не бесполезна.

Мы рассчитываем на то, что, в числе прочих факторов, серьёзное влияние на дальнейшую судьбу законопроекта о реформе оказали выборы 9 сентября, которые прошли фактически по всей России. Ещё один громкий сигнал был дан 16 сентября в Приморье, где из-за скандала при попытке «нарисовать» победу кандидату от «Единой России» пришлось даже отменять результаты выборов. Следующие сигналы поступили 23 сентября, когда партия власти с треском проиграла выборы ещё в двух регионах. Это всё даёт понять руководству страны, нам как органам, руководящим субъектами Российской Федерации, что население крайне негативно относится к реформе, и это уже переносится на власть — причём и федерального, и регионального, и местного уровня. Не считаться с этой позицией граждан безответственно. Мы же видим, что, помимо санкций, которые оказывают всё более негативное воздействие на экономику, на наши взаимоотношения с государствами-партнёрами, есть и более опасные тенденции. К большому сожалению, мир стоит перед риском серьёзных военных действий. Это ещё один мотив, который требует сделать всё, чтобы максимально обеспечить в этой зоне рисков стабильность общества. Эту задачу необходимо решать, в том числе за счёт мер, которые бы сняли, сгладили это расслоение по доходам.

К системе пенсионного обеспечения нужно относиться именно системно. К большому сожалению, был внесён несистемный законопроект, который просто просчитали бухгалтерски, без учёта тех негативных последствий, о которых я уже сказал. На самом деле, система пенсионного обеспечения скрывает в себе и другие, гораздо более серьёзные проблемы, которые необходимо решать комплексно. Можно по-разному относиться к системе пенсионного обеспечения в советское время, но, как бы кто ни пытался её критиковать, особенно люди с либеральными рыночными взглядами, эта система была понятна, проста и стабильна. Она работала, причём в гораздо более тяжёлых условиях. Поскольку была выстроена именно как система, с учётом ресурсов, интересов граждан и много чего ещё. Мы сейчас только начинаем понимать, как много факторов учитывалось при её разработке, введении, отладке. Поэтому, на наш взгляд, было бы правильно притормозить прохождение законопроекта о пенсионной реформе. Конечно, прежде всего, необходимо, чтобы глава государства дал конкретные поручения на этот счёт. Тем более что альтернативные проекты, как говорил Владимир Путин, были и рассматривались.

— Что это за проекты?

— Обществу и депутатам о них неизвестно. Хотя почему бы не посмотреть, что там за системы были предложены, почему они кому-то показались недостаточно приемлемыми? Давайте посмотрим. Первый шаг глава государства сделал, когда внёс предложения по смягчению исходного законопроекта. Сейчас он мог бы сделать главный шаг — предложить приостановить прохождение законопроекта и самым серьёзным образом отработать систему пенсионного обеспечения, которая решала бы не только и не столько проблему пенсионного возраста, но и ряд других проблем, связанных вообще с системой пенсионного обеспечения, — того, как она должна выглядеть и работать. Это будет государственный, правильный подход, он будет понят всем народом, депутатами всех фракций, в том числе «Единой России». Поскольку при такой проработке нет никаких сомнений, что будут найдены варианты более приемлемые, поддерживаемые обществом.

Ведь всю эту реформу организовал тот самый либерально-рыночный блок в правительстве, который разнёс всю экономику Советского Союза своими предложениями, строившимися на надежде, что невидимая рука рынка всё тут упорядочит и устроит. Это из той же самой категории: вот, дескать, мы сейчас всё это бухгалтерски обсчитаем, и всё получится, поскольку модель работает в США, в Германии, в других странах. Но на нашей почве и в наших условиях работают совершенно другие модели! Это касается и демографических показателей, в том числе продолжительности жизни — особенно у мужчин. Это касается и уровня социальной обеспеченности в странах, с которых пытаются скопировать системы пенсионного обеспечения.

— От проблем федерального значения перейдём к нашим региональным реалиям. Недавно произошло важное для области событие — избран новый губернатор. Как вы считаете, чего ждать жителям области от Андрея Травникова? Будут ли какие-то изменения?

— Скажу откровенно, мы очень внимательно присматривались к Андрею Александровичу, который почти год работал в качестве врио губернатора. Его взаимодействие с правительством области и с заксобранием всё это время шло непрерывно. Не скрою, первое время у нас была определённая настороженность, даже очень серьёзная, но постепенно она стала спадать. Если смотреть по самым важным темам, по крупным проектам, то баланс между предложениями Законодательного собрания и позицией губернатора был найден. Что очень положительно его характеризует. Это касается и назначения должностных лиц исполнительной власти, и проектов по тому же четвёртому мосту через Обь, и по решению проблемы с мусоросортировочными комплексами — по крайней мере, в том варианте, против которого резко выступили и жители, и депутаты. Андрей Александрович Травников не пошёл по пути проламывания ситуации, и это в наших глазах стало весомым аргументом в его пользу. Мы в заксобрании изучили все эти проекты очень подробно и уверены, что вместе с исполнительной властью и концессионерами найдём более приемлемый вариант.

Здесь ещё есть одна важная сторона. Дело в том, что Андрей Александрович при общении с главой государства, профильными федеральными министрами подготовил некий задел по очень важным проектам. И если они будут реализованы, в область пойдут многомиллиардные инвестиции, а значит — рабочие места, дополнительные доходы, укрепление экономики, социальной сферы. Поэтому мы по этой линии всемерно будем способствовать деятельности губернатора нашей области. Все ждут такой живительной струи, поскольку на одной лишь остановке неэффективных проектов экономику не построишь. Это важный, но первый шаг. А дальше нужны уже конкретные проекты, инвестиции, реальное оживление экономики нашей области.

— Вы сказали о лоббировании наших знаковых проектов. Каких именно?

— Конечно, в первую очередь, это метро. Это Академгородок — мы ведь как сиамские близнецы связаны с сибирским отделением Академии наук. Это Кольцово, наш мощный центр развития биотехнологий. Это проблема отходов, которую, как бы то ни было, нужно решать, искать оптимальный вариант, а это опять же миллиарды рублей. Ледовый дворец к молодёжному чемпионату мира. А это всё расчёт на серьёзные федеральные инвестиции и на средства концессионеров.

Тема концессий, государственно-частного партнёрства обсуждается в последнее время постоянно. Когда это начиналось, и я, и мои товарищи по фракции приводили в пример деятельность молодого, неопытного советского правительства по заключению концессионных соглашений. И у него тогда это получалось намного эффективнее, чем у нас сейчас. Поэтому давайте наш родной российский опыт поднимать, он гораздо более полезен на нашей почве, он нам более близок, понятен, и при таком подходе это будут очень полезные проекты с большими, серьёзными вложениями.

— Расскажите о законотворческой работе областного парламента. Что вы считаете наиболее важным из недавно принятых законов, какая работа впереди?

— Знаете, всегда, когда идёт такая масса законопроектов, чрезвычайно сложно выделить наиболее приоритетный. Это было просто сделать в первом, отчасти во втором созыве, когда принимались базовые законы. И тогда совершенно чётко можно было сказать: главное — Устав области, закон о местном самоуправлении. Сейчас, учитывая, что законодательное поле очень существенно заполнено, сложно ожидать каких-то сверхстратегических решений. Но не менее значима и, кстати, более трудна работа по оптимизации законодательства. Те же спорные проекты, о которых мы только что говорили, вселили в нас уверенность в необходимости менять законы для того, чтобы лазейки для подобного рода разорительных проектов были закрыты. Я имею в виду разработку и принятие закона об управлении и распоряжении государственной собственностью. Очень много работы было проделано, и это, конечно, принципиальный, ключевой документ с точки зрения обеспечения оптимального расходования бюджетных средств. Чрезвычайно важный закон, позволяющий отработать направления, связанные с государственно-частным партнёрством, с концессионными проектами. Теперь без участия Законодательного собрания, депутатов решения по таким масштабным проектам принимать будет невозможно.

Ещё одно важное направление связано с социальной сферой. Я уже говорил о том, что мы намерены сохранить социальные защитные льготы для тех, кто достигает ныне установленного пенсионного возраста. Этот закон о смягчении пенсионного законодательства на региональном уровне, несомненно, будет принят. Но необходимо законодательно прорабатывать и многие другие меры социальной защиты, обеспечивать поддержку нуждающихся в помощи людей на более высоком уровне. В этих направлениях будут работать и Законодательное собрание, и правительство области.

Идёт огромная, постоянная, непрерывная работа, связанная с приведением нашего законодательства в соответствие с федеральным. Идёт работа с инициативами, которые выдвигают наши коллеги из других субъектов Федерации. Мы поддерживаем их инициативы, они поддерживают наши, и это совершенствование законодательства, конечно, будет продолжаться.

— Какие инициативы может со своей стороны выдвинуть КПРФ?

— Конечно, выборы, в том числе 9-го, 16-го и 23 сентября, показали самые болевые точки в законодательстве, и мы должны взять на себя их устранение. Одна из таких болевых точек — пресловутый муниципальный фильтр, когда для участия в выборах кандидатам необходимо заручиться поддержкой большого числа депутатов разных уровней. Часто неугодному партии власти кандидату пройти такой фильтр просто невозможно из-за мощного административного давления на депутатов районных и сельских Советов. Необходимо добиваться отмены муниципального фильтра. Это очень непростая задача, но наша партия готова взять на себя её решение и через депутатов Госдумы и региональных парламентов всё-таки реализовать эту инициативу.

Идеальных моделей для всех случаев жизни и всех исторических эпох не было и никогда не будет. Идёт ужесточение вертикали, но и в этих условиях — такой парадокс политики — особый упор мы будем делать на развитие демократии, на совершенствование демократии, поскольку муниципальный фильтр представляет собой очень суровое ограничение демократии.

Есть и ряд других тем в избирательном законодательстве, которые необходимо более внимательно изучить и, возможно, пересмотреть, в том числе и при поддержке населения. Избиратели сейчас много что поняли. Владимир Ильич Ленин правильно говорил, что в кризисные эпохи люди учатся политике очень быстро. Эти сентябрьские выборы научили миллионы людей быстрее, чем мы за двадцать с лишним лет. И мы надеемся на эту поддержку, опору людей, чтобы с их помощью развивать демократические принципы избирательного законодательства, реализовывать их в конкретных законах, законодательных инициативах. У нас впереди большая, содержательная, интересная работа.