На русском English facebook twitter instagram vk
Последнее обновление на сайте: 12.12.2018 г.
Горячие контакты
  • Работа с обращениями граждан
    8 (383) 223-16-68
  • Пресс-служба
    press@zsnso.ru
    8 (383) 223-44-77
25 лет законотворческой деятельности Наказы избирателей Конкурс на лучшую организацию работы общественной  приемной Молодежный парламент
На главную Карта сайта Написать администратору Добавить в избранное Контакты
СМИ Кто есть кто?
Слово
Позиция
Ведомости
Советская Сибирь
Версия для печати
Кто есть кто? Андрей Панфёров

 Не стоять на месте

Андрей ПАНФЁРОВ — депутат по округу, где находятся одни из самых отдалённых территорий области. Несмотря на большой объём работы, связанной с полномочиями первого вице-спикера Заксобрания, он очень часто бывает на округе, отлично знает заботы и проблемы своих избирателей и делает всё от него зависящее, чтобы помогать в их решении.

— Андрей Борисович, начало осени в Новосибирской области оказалось очень насыщено событиями — выборы губернатора, назначение нового состава правительства, принятие важных законов на последней сессии Заксобрания. Как вы оцениваете работу депутатов на старте нового политического сезона, и какие главные задачи сейчас стоят перед ними?

— Конечно, сделано многое. Работа идёт в достаточно напряжённом графике: подготовка и проведение выборов, посевная и уборочная в очень сложных погодных условиях, много задач, поставленных новыми указами президента страны. Всё это наложило отпечаток на нашу деятельность. Сентябрьская сессия Заксобрания стала важным пунктом регулирования процесса — в том числе и с точки зрения принятия закона по смягчению для жителей области последствий пенсионной реформы. Мы этот вопрос обсуждали в течение полугода. Со стороны оппозиционных партий было много критических оценок пенсионной реформы. Нами пройдён большой путь, и среди депутатского корпуса Заксобрания достигнуто понимание того, что это было необходимо делать. Хотя предстоит очень серьёзная работа, которая будет подкреплять закон, и мы готовы действовать в этом ключе. Тому пример — принятый на сессии областной закон, который сохранит в неприкосновеннос­ти льготы у наших граждан по достижению 55 лет для женщин и 60 лет мужчин. Потому что ни один человек не должен почувствовать себя лишённым тех или иных преференций, которые были ему даны в предыдущие годы.

— На сессии были приняты изменения в Устав области, это тоже знаковое событие — теперь депутаты будут согласовывать назначение министров строительства и транспорта.

— Да, у нас достигнута договорённость с исполнительной властью и с губернатором, что согласование министров транспорта и строительства должно идти через Заксобрание, потому что эти министерства в основном принимают участие в реализации наказов депутатов. Жизнь не стоит на месте, и мы строим свою работу в соответствии с теми задачами, которые появляются на повестке дня.

— Утверждённый губернатором состав правительства был для вас ожидаем?

— Кардинально он не поменялся — в большинстве своём это люди из нашего региона, специалисты и управленцы, которых мы знаем. Для нас это принципиальный вопрос: в регионе решения должны принимать люди, которые знают его специфику. Ни в коем случае я здесь не имею в виду лоббирование чьих-то интересов — речь именно о привлечении в правительство уважаемых профессионалов, специалистов высокой квалификации.

— Давайте поговорим о работе на округе. Что сделано, какие наказы выполнены, какие проблемы возникают при их исполнении?

— У меня очень много наказов по строительству и реконструкции ФАПов, водопроводов, дорог. Это основное. Если говорить про нынешний год, то около 75 процентов наказов уже выполнено. Построен новый ФАП в деревне Усманка в Кыштовском районе. Прошла реконструкция теплосетей в Новониколаевке Купинского района. Строится дорога через Венгерово — прокладывается новая трасса по улице Ленина. Идут работы по газификации в Чанах, подготовлена проектно-сметная документация; надеюсь, что недостающие деньги по этому проекту будут выделены — не хватает около 30 миллионов рублей, чтобы начать газификацию улиц. Уверен, что работы будут продолжены в 2019 году. Таких выполненных наказов по округу очень много. Работа под контролем, я стараюсь постоянно ими заниматься, потому что это, прежде всего, — лицо депутата. Безусловно, проблемы есть — в том числе и с выделением средств. Например, в Купинском районе часть дорожных работ почему-то постоянно откладывается. Но я буду добиваться того, чтобы правительство области поставило в приоритет ремонт и приведение в порядок хотя бы школьных маршрутов — повсеместно по области.

Что касается ФАПов, то установка новых модульных сооружений — это хорошо, но дорого. Многие ФАПы, которые находятся в приемлемом состоянии, можно просто отремонтировать и оснастить. Это намного дешевле, так мы сможем привести в порядок большинство ФАПов. И я хотел бы, чтобы министры здравоохранения, строительства и транспорта на это внимание обратили: необходимо создание областной программы по ремонту ФАПов и проведению планово-предупредительного ремонта школьных маршрутов. Не обязательно там класть асфальт. Достаточно насыпать гравия, хорошо почистить дороги, привести в порядок и укрепить щебёнкой, чтобы именно те маршруты, по которым ходят школьные автобусы, были в нормальном состоянии.

Конечно, вопросы к реализации наказов у меня на округе есть. Мы постоянно говорим, что бюджет у нас оставляет желать лучшего, денег не хватает, но ведь реализация наказов — это как раз выполнение задач по развитию. И я думаю, что за оставшиеся неполные два года нашего созыва всё-таки в бюджете будет сделан акцент именно на выполнение наказов избирателей. Что будут продолжены программы по школьным окнам, кровлям, спортзалам, дорогам, благоустройству. И таким образом, мы внесём свою лепту в развитие области.

— На бюджетном комитете Заксобрания развернулась дискуссия по поводу строительства дорог: в министерстве считают, что лучше строить их понемногу, но капитально, депутаты выступали за то, чтобы дороги хотя бы просто приводились в проезжее состояние, пусть это будет щебенение, но зато больше станет дорог, по которым можно перемещаться.

— Я выступал за это же, как и большинство депутатов. Думаю, это правильное решение, потому что таким образом мы охватим очень многие дороги в области. А если мы начнём сейчас всё одевать в асфальт, то никаких денег не хватит. Если длина дороги, к примеру, 15 километров, а мы сделаем полтора-два из них в асфальте, ничего от этого не изменится. А если мы все 15 километров укрепим щебёнкой, проведём предупредительный ремонт, то люди смогут передвигаться по ней без осложнений. Это правильный взгляд на проблему. Денег на всё, безусловно, не хватит, я думаю, это утопия — что все дороги должны быть в асфальте.

— На вашем округе всегда остро стояла проблема с чистой водой. На её решение направлена одна из базовых программ, которая затрагивает практически все сельские районы. Что сделано в этом году? На что людям рассчитывать в ближайшее время?

— Трудность в том, что в муниципальных образованиях не хватает денег на оплату проектно-сметной документации, это постоянная проблема. Раньше, когда денег в бюджете было достаточно, я был одним из инициаторов выделения по миллиону рублей на проектно-сметную документацию тем муниципальным образованиям, где строились водопроводы. Возможно, имеет смысл вновь выступить с этой инициативой, потому что тогда многие муниципалитеты получили бы целевые средства, разработали документацию,  и можно было бы приступать к работам. Сейчас у меня на округе по воде реализовано чуть больше половины наказов. Учитывая, что уже осень, конечно, хотелось бы, чтобы дело шло быстрее. Но есть ещё одна проблема, я об этом тоже говорил неоднократно: реализуемые проекты требуют очень тщательного подхода к химическому анализу воды. Для этого необходимо обучать персонал, который будет обслуживать водопроводы. Как правило, к этому относятся спустя рукава, и водопровод через короткое время выходит из строя. Сопроводительные меры — закупка фильтров, обучение персонала — тоже требуют денег, а их кот наплакал. Поэтому не хотелось бы, чтобы я отчитался о выполнении того или иного наказа по воде, а водопровод бы потом своей задачи не выполнял.

— Какова ситуация на округе с развитием производства — сельскохозяйственного, промышленного? На отдалённых территориях это всегда большая проблема.

— Тяжело. Районы дотационные. Развитие территорий и развитие производства, как правило, связаны, это комплексный вопрос. Даже если где-то производят, к примеру, молоко (на которое, кстати, цены так опустились, что оно становится нерентабельным), это требует дотаций со стороны государства, чтобы поддержать производителя в условиях низких цен и необходимости покрывать транспортные затраты. К сожалению, в цепи мероприятий по развитию сельских территорий часть звеньев, как правило, выпадает. Рынок диктует свои условия, ставит предприятия в невыгодное положение, а ведь производство — это жизнь села, занятость, чтобы люди не уезжали. Развитие требует постоянной работы директоров хозяйств, они ищут приемлемые варианты, чтобы выжило и производство, и село.

К сожалению, у нас более активно развивается бизнес по перепродаже товаров. В районах моего округа создание производств — это очень выверенный и, как правило, нелёгкий шаг. Потому что крупные производители ставят везде свои филиалы, скупают и вывозят сельхозпродукцию. До смешного доходит: молоко вывозят из района, а в местные школы оно поступает из Омска. Я не устаю говорить: давайте всё же создадим условия, примем какие-то меры со стороны правительства, которые бы заставляли тех же самых крупных производителей ставить перерабатывающие предприятия на территориях этих районов. Чтобы не создавалась парадоксальная ситуация, когда своё молоко вывозим, продаём по дешёвке, а чужие продукты покупаем.

Могу сказать, что администрации, главы районов всё время над этим работают и стараются постоянно поддерживать производство, привлекать туда инвесторов, хотя это работа очень нелёгкая. Сейчас перед ними во весь рост стоит ещё и задача по подготовке к зиме, а котельные и теплосети в сёлах требуют глубокой модернизации. И нужно немало денег — и на закупку угля, и на поддержание старых котельных в рабочем состоянии. Есть вопросы и по оборудованию, и по персоналу. Это тоже очень тяжёлая проблема для отдалённых районов — нехватка денег и человеческого ресурса.

— По поводу ресурса — вы постоянно говорите о том, что необходимо возрождать программу строительства жилья для молодых специалистов.

— Привлечение молодых специалистов в село — это тоже очень серьёзный вклад в развитие территорий. Ни в коем случае нельзя было сворачивать программу. Это было сделано в 2013 году, и, к сожалению, никак не можем её обратно развернуть. А без этого нельзя говорить о смене профессионалов в селе, потому что люди преклонного возраста уходят, а молодых специалистов нет. И не создавая условий для их привлечения — начиная от строительства квартир и заканчивая субсидиями, — мы наше село не оживим. Конечно, без учителей и врачей сельчанам жить невозможно, но нужны и специалисты аграрного комплекса, которые кормят село, помогают ему жить. А у нас не предусмотрено никаких условий для поощрения молодых специалистов сельских специальностей. Из года в год об этом говорим — необходимо развивать сельские территории. А это комплексный вопрос, и его невозможно решить без привлечения молодых специалистов.

— А правительство по этому поводу что отвечает?

— Чисто формально соглашается, а дальше дело не идёт. Но сейчас, при работе над бюджетом на 2019 год по всем этим вопросам — по сельским дорогам, по ФАПам, по строительству жилья для молодых специалистов, по выделению денег на проектно-сметную документацию муниципальным образованиям, — я принципиально буду отстаивать свои позиции. Пусть минстрой изыскивает возможность.

— В каждом районе области есть какая-то изюминка, которая может дать толчок развитию, какие-то перспективные точки роста. Назовите их на вашем округе.

— Кыштовский район — это создание предприятия по переработке леса. Это будет комплексный лесоперерабатывающий комплекс вместе с Северным районом, они между собой будут взаимодействовать. Венгеровский район — создание сети производств по переработке сельскохозяйственной продукции. Чановский район — это в первую очередь развитие туристического кластера, курортно-оздоровительная тема, которая тоже требует комплексного подхода. Пример: для того, чтобы кормить людей, которые приезжают лечиться на Карачинский источник, создаются и сельскохозяйственные узлы, которые будут поставлять туда экологически чистую продукцию. Купинский район — тоже многоплановый, особо можно отметить сельскохозяйственные производства и создание предприятий по переработке рыбы, которая ловится в здешних озёрах.

— Вы возглавляете в Заксобрании фракцию «Единой России». Каковы ваши партийные планы на предстоящий политический сезон?

— Прежде всего, мы сейчас будем делать акцент на реализацию закона о пенсионной реформе, для того чтобы при необходимости его можно было корректировать на уровне региона. Второе — это реализация ключевых проектов для развития Новосибирской области, это тоже для нас принципиальный вопрос. Если говорить о ближайших задачах, то это работа над бюджетом, включение в него финансирование наказов депутатов нашей фракции, а также реализация закона об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области. Ну и, конечно, подготовка к выборам 2020 года.

В составе нашей фракции немало руководителей больших строительных организаций, и, поскольку у нас в области традиционно строительство является локомотивом развития, мы обязательно будем обращать внимание на то, как обстоят дела в этой отрасли. То же самое могу сказать о сельском хозяйстве: в связи с тем, что происходило в прошлом году при продаже зерна и в этом году происходит с уборочной, мы просто не имеем права допустить, чтобы наши крестьяне оказались в долговой яме. Поэтому необходимо рассмотреть меры поддержки аграриев. Как строители, так и работники сельского хозяйства никогда, ни разу не заставили нас краснеть за область. Поэтому мы перед ними всегда в ответе.

Конечно, в поле нашего зрения останется состояние дел в Биотехнопарке, Технопарке, промышленно-логистическом парке. Мы должны знать, как и куда расходуются бюджетные деньги, насколько эти траты обоснованы. Будем обязательно смотреть, насколько эффективно осуществляется руководство, для нас это вопрос немаловажный, потому что траты из бюджета очень большие.

— Парковые проекты задумывались как эффективный инструмент для привлечения инвестиций. Для этого же принимаются законы о поддержке инвесторов, о налоговых льготах. Помогает ли это?

— Очень важно внятно объяснить бизнесу, что ему будет выгодно работать на территории нашего субъекта. А для этого должны быть внятные проекты, потому что бизнес, прежде всего, интересует возврат денежных средств и прибыль, которую он может извлечь. А когда это всё покрыто туманом, перспективы неясны и всё ограничивается общими словами, тогда мы вообще никого не найдём. Проекты должны быть приближены к жизненным реалиям. Очень много зависит от того, каким образом мы будем этими инвестициями улучшать качество жизни людей. Это вопрос и о строительстве поликлиник, и о дорогах, мостах, новых производствах, причём с обязательным привлечением наших специалистов. Учитывая, что область занимает стратегическое географическое положение, это и вопрос по привлечению сюда транспортных компаний. Нам важно, чтобы налоги оставались на территории области. Это — принципиально: чем больше денег в бюджете, тем больше возможностей. Исходя из этого, мы и будем строить нашу работу.