На русском English
Последнее обновление на сайте: 17.08.2017 г.
Горячие контакты
  • Работа с обращениями граждан
    8 (383) 223-16-68
  • Пресс-служба
    press@zsnso.ru
    8 (383) 223-44-77
В помощь депутатам 6-го созыва Наказы избирателей Молодежный парламент К 80-летию Новосибирской области
На главную Карта сайта Написать администратору Добавить в избранное Контакты
СМИ Кто есть кто?
Слово
Позиция
Ведомости
Советская Сибирь
Версия для печати
Доклад Председателя областного Совета к 15летию законотворческой деятельности

Деятельность Новосибирского областного Совета депутатов как законодательного (представительного) органа государственной власти Новосибирской области началась с 26 апреля 1994 года – пятнадцать лет тому назад.

15 мая 2009 года.

Областной Совет выполняет три взаимосвязанные функции – законодательную, представительную и контрольную.

  • Только областной Совет наделен правом принятия Устава области, областных законов, которые создают условия и гарантии для реализации прав и свобод граждан, определяют компетенцию органов государственной власти, обеспечивают финансирование из бюджета Новосибирской области.
  • Областной Совет, являясь представительным органом, выступает от имени и в интересах населения Новосибирской области.
  • Областной Совет контролирует соблюдение и исполнение законов Новосибирской области, исполнение областного бюджета.

В течение периода деятельности Совета:
1) мажоритарная избирательная система, по которой формировался областной Совет I-III созывов, заменена на смешанную избирательную систему;
2) изменилась численность депутатского корпуса и срок полномочий:

в I, II, III созывах работало 49 депутатов, избираемых на 4 года;
IV созыв работает в составе 98 депутатов, избранных на 5 лет.
V и последующие созывы областного Совета согласно изменениям Устава Новосибирской области будут формироваться численностью 76 депутатов.

Изменение порядка формирования Совета способствовало усилению роли партийной деятельности в Совете.

В настоящее время в областном Совете образованы 3 депутатские фракции:

  • Фракция Единая Россия в составе 70 депутатов;
  • Фракция КПРФ в составе 16 депутатов;
  • Фракция ЛДПР в составе 3 депутатов.

Основная деятельность фракций направлена на дальнейшее укрепление позиций партий, качественное законодательное обеспечение реализации социально значимых направлений экономической политики области, а также проводимых в стране реформ.

Структуру Совета всегда представляли комитеты и комиссии.

О женщинах в депутатском корпусе следует сказать особо – только в I и IV созывах областной Совет представляли женщины:
в I созыве работало 2 женщины;
в IV созыве работают 6 женщин.

Говоря о 15-летнем возрасте областного Совета необходимо сказать об основных итогах его работы.
Областной Совет I созыва решил стратегически важную задачу – создал основу областного законодательства, направленную на стабилизацию социально-экономического положения в области, последовательное реформирование социальных и экономических отношений. Было принято 75 законов.

Самым первым областным законом стал Закон Новосибирской области от 1 июня 1994 года № 1-ОЗ «О бюджете области на 1994 год».

Среди принятых законов, особо следует выделить такие как:

  • УСТАВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
  • "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ"
  • "О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …"
  • "О СОБСТВЕННОСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
  • "О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ …."

Часть законов, принятых Советом I созыва, до настоящего времени сохраняют свою юридическую силу, что свидетельствует о дальновидности законодателей. Среди них законы:

  • "О НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …."
  • "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ….."
  • "О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ …..".

Работа областного Совета II созыва была направлена на продолжение становления законодательной базы Новосибирской области по обеспечению прав и свобод граждан в социальной сфере (социальная защита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, здравоохранение и др.); по предоставлению мер государственной поддержки гражданам, предпринимателям, товаропроизводителям; совершенствовалось выборное законодательство, законодательство в сфере местного самоуправления.
Всего за период деятельности областного Совета II созыва было принято 204 областных закона. Среди наиболее значимых можно отметить законы:

  • "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …"
  • "О ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ …."
  • "О МИРОВЫХ СУДЬЯХ …."

До настоящего времени остаются действующими законы:

  • "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ …"
  • "ОБ ОХРАНЕ ТРУДА …."
  • "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ …."

Основным направлением законотворческой деятельности Совета III созыва стало приведение законодательства области в соответствие с федеральным законодательством путем внесения изменений в действующие законы – из 363 принятых областных законов 227 - о внесении изменений.
Наряду с огромной работой по изменению действующих законов принимались новые законы, в том числе по установлению мер социальной поддержки и защите прав граждан:

  • "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ …"
  • "О МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ ….."
  • "О ВЕТЕРАНАХ ТРУДА …."
  • "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"

Не остались без внимания субъекты экономической деятельности, был принят Закон "О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ …".
В сфере управления был принят комплексный Закон "ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ", устанавливающий ответственность за нарушение областных законов и муниципальных актов, а также Закон "ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОМИССИЯХ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ".
Впервые были приняты законы по созданию правовых основ участия общественности в деятельности судебной системы и адвокатуры.

Особо следует выделить деятельность депутатов Совета III созыва осуществлению реформы местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: разрабатывались и принимались законы, в том числе о статусе и границах муниципальных образований; разрабатывались модельные муниципальные акты.
Также были приняты законы, устанавливающие официальную символику Новосибирской области – герб и флаг, их описание и порядок использования:

  • "О ГЕРБЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
  • "О ФЛАГЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"

С 1 мая 2005 года вступил в силу УСТАВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, который стал определяющим для организационных изменений в формировании и деятельности областного Совета IV созыва.
Совет продолжает законотворческую деятельность по ранее определенным направлениям: в социальной сфере, в области местного самоуправления, бюджетного процесса, сельского хозяйства, избирательного права.
Важное место в деятельности нынешнего созыва занимает законодательное обеспечение мер по обеспечению устойчивости и эффективности работы систем жизнеобеспечения и социальной инфраструктуры, поддержке и развитию инвестиционного процесса и предпринимательской активности, развитию налогового потенциала и повышению эффективности использования бюджетных ресурсов.
В период с ноября 2008 по настоящее время Советом были приняты решения, направленные на поддержку товаропроизводителей, на упрощение процедуры предоставления государственных гарантий Новосибирской области по инвестиционным кредитам, на поддержание субъектов малого и среднего предпринимательства.
За 3 года и 4 месяца работы областным Советом IV созыва принято 337 законов.

Особо следует отметить законы, принятые в Новосибирской области впервые:
В  области социальной политики:

  • "О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ …."
  • "ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ ….."
  • "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ …"

В области государственного управления:

  • "О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
  • "О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ РЕГИСТРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
  • "О ПОЛИТИКЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ"
  • "О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА".

Важным в нормотворческой деятельности всех органов государственной власти области стало принятие в 2006 году Закона "О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ". Аналогичный закон на федеральном уровне отсутствует, что и определяет особенность этого областного закона, так как закрепление единых правил и требований к подготовке нормативных правовых актов жизненно необходимо.

Обобщая итоги законотворческой деятельности областного Совета, можно сказать, что в Новосибирской области создана полноценная законодательная база, которая является составной частью законодательства Российской Федерации.

За период 15-летней деятельности областной Совет принял всего 979 законов, из них:  

  • 366 основных,
  • 575 о внесении изменений,
  • 38 о признании законов утратившими силу.

Надо сказать, что число законов о внесении изменений растет с каждым годом, что объясняется постоянными изменениями федерального законодательства.

В работе областного Совета всегда особое внимание уделялось принятию областных целевых программ.

Все областные целевые программы имеют как экономическую, так и социальную значимость в различных сферах общественной жизни:

  • переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
  • обеспечения жильем молодых семей;
  • социальная поддержка инвалидов;
  • государственная поддержка сельскохозяйственного производства;
  • развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.

В общей сложности областным Советом было принято более 50 областных целевых программ.

17 из них остаются действующими и в настоящее время, и мероприятия, определенные этими программами, будут реализоваться в будущем, так как некоторые из них имеют срок действия по 2013 год включительно.

В работе областного Совета имеются закономерности.
1) Выборное законодательство обновлялось четыре раза.
2) Закон Новосибирской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области» в связи с серьезными изменениями Бюджетного кодекса РФ принимался областным Советом также четыре раза в: 1995, 2003, 2006, 2007 годах.

Начиная с IIIсозыва, наметилась тенденция к разработке и принятию комплексных, системных законов.

  • Так в 2003 году был принят Закон «О НАЛОГАХ И ОСОБЕННОСТЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ» и при этом были признаны утратившими силу 18 законов.
  • Со вступлением в силу Закона «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ» были признаны утратившими силу 16 областных законов.

В настоящее время Новосибирская область живет по 137 основным законам, которые охватывают практически все сферы общественных отношений.

На развитие и совершенствование нормотворчества положительно влияет участие областного Совета в федеральном законотворческом процессе: вносятся проекты федеральных законов, поправки к проектам, представляются отзывы на проекты федеральных законов до их рассмотрения их в первом чтении.
Законодательные инициативы, вносимые областным Советом в Государственную Думу, были разной направленности: налоговое и бюджетное законодательство, семейные отношения, трудовые пенсии и социальная защита ветеранов, местное самоуправление и земельные отношения, административная и уголовная ответственность.
Надо сказать, что активность в реализации права законодательной инициативы возрастает по мере накопления опыта.
За 15 - летний период работы областного Совета федеральными законами стали 4 инициативы: по изменению налогового законодательства, законодательства о муниципальной службе и в области судебной системы.

В областном Совете депутатов стали активно использоваться такие формы работы, как депутатские и публичные слушания, стало актуальным проведение расширенных выездных заседаний комитетов, что позволяет решать ряд вопросов на местах, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц. Депутаты Совета всех созывов принимали участие в выездных заседаниях комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, в различных конференциях, семинарах, в том числе международных, круглых столах.

Областной Совет постоянно уделяет внимание становлению и совершенствованию местного самоуправления в Новосибирской области. Создан и плодотворно действует Совет по взаимодействию Новосибирского областного Совета депутатов с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, проводится учеба депутатов представительных органов муниципальных образований.

Депутаты не остаются в стороне от решения общегосударственных задач, в частности по борьбе с коррупцией. В областном Совете:

  • создана комиссия по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции,
  • в первом чтении областным Советом принят проект закона «О РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ» и идет работа по подготовке его ко второму чтению,
  • проводятся круглые столы и иные мероприятия.

На протяжении всего 15-летнего периода деятельность Новосибирского областного Совета депутатов обеспечивал аппарат областного Совета.
Успешная деятельность законодательного органа власти немыслима без четкой и квалифицированной работы аппарата. За каждым принятым областным Советом решением наряду с депутатами стоят специалисты структурных подразделений Совета. Они участвуют в работе сессий, комитетов, рабочих групп по подготовке законопроектов, оказывают консультационную помощь депутатам Совета и их помощникам, информируют их о мероприятиях, проводимых в области.

Профессионализм гражданских служащих аппарата Совета постоянно повышается. Осваиваются новые кадровые технологии проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, квалификационных экзаменов на очередной классный чин, аттестации.

В рамках информационного обеспечения деятельности областного Совета созданы и развиваются информационная система и интернет-сайт областного Совета, который признан лучшим среди сайтов законодательных органов субъектов РФ по результатам конкурса 2007 года, проводимого в Совете Федерации, а по итогам конкурса за 2008 год отмечен за качество информационного наполнения сайта и удобство интерфейса пользователей.

Постоянно совершенствуется работа, организованная в Совете по рассмотрению обращений граждан. Количество обращений как устных, так и письменных растет с каждым годом. За каждым из обращений стоит конкретный человек с его проблемой, болью и надеждой на решение вопроса. Каждое из обращений рассматривается, и принимаются все возможные меры. Это свидетельствует о налаженных надежных связях депутатов и избирателей и формирует положительный имидж органа государственной власти области.

Невозможно коротко обобщить все сделанное за прошедшие годы. Важен главный итог: для решения сегодняшних проблем, дальнейшей стабилизации экономической и социальной жизни области заложена добрая и прочная законодательная основа.
В будущем областному Совету предстоит продолжить совершенствование областного законодательства по вопросам защиты семьи и детства, культуры, охраны окружающей среды, а также по вопросам осуществления мер по поддержке предпринимательства в Новосибирской области, сельскохозяйственного сектора и др.