На русском English
Последнее обновление на сайте: 18.09.2019 г.
Горячие контакты
  • Работа с обращениями граждан
    8 (383) 223-16-68
  • Пресс-служба
    8 (383) 223-44-77
25 лет законотворческой деятельности Наказы избирателей Молодежный парламент
На главную Карта сайта Написать администратору Добавить в избранное Контакты
СМИ Кто есть кто?
Слово
Позиция
Ведомости
Советская Сибирь
Версия для печати
Заголовок раздела

Приветствую участников и гостей парламентских слушаний «Законодательное обеспечение инновационного развития»!


Сегодня, пожалуй, трудно найти человека, не согласного с тем, что Россия должна переходить от сырьевой модели экономики к инновационной, что стране требуется модернизация производства, проведение системной технологической и законодательной политики. Эти вопросы в последнее время неоднократно поднимались и президентом и премьер-министром. Развитие экономики инновационного типа закладывается как базовый принцип в стратегические документы по развитию страны, в том числе в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года.
Государство может и должно решить проблему эффективного взаимодействия между наукой и бизнесом. Об этом свидетельствует международный опыт становления инновационных систем в странах с наиболее успешной экономикой.


Однако у нас призывы и приказы сверху не мотивируют бизнес на технологические прорывы, компании не желают инвестировать в то, что не принесет быстрой отдачи. Результаты такой нечувствительности промышленности к нововведениям, по словам Д.А. Медведева, шокирующи: В России доля затрат предприятий на разработки составляет около 6%, тогда как в Японии и США - 70-75%, в Европе - от 25 до 65%. Российские компании сырьевого сектора предпочитают закупать новые технологии за рубежом, а не заказывать отечественным производителям.


Сегодня в мире складывается контуры 6-го технологический уклад, который должен обеспечить новый качественный рывок в инновационном развитии мировой цивилизации. Это можно видеть в ведущих странах, прежде всего США, Японии, странах ЕС. Этот технологический уклад характеризуется преобладанием биотехнологий, нанотехнологий, генной инженерии, мембранных и квантовых технологий, фотоники, термоядерной энергетики.


В России, по мнению экспертов, новый технологический уклад пока не просматривается вообще. Технологическая основа нашей экономики - это модель вчерашнего и даже позавчерашнего дня.


Сегодня мы должны совместно определить, какие существуют правовые пробелы в решении задач модернизации и перехода на инновационный путь развития, а также выявить, что мешает реализации уже принятых законов.


Для нас не является секретом, что увеличение количества законодательных актов не приводит к существенному повышению качества законодательного обеспечения инновационной деятельности в целом. В последние 3-4 года было принято много решений в этой сфере. В частности, на федеральном уровне началась работа по созданию финансовых институтов инновационного развития, базирующихся на механизмах государственно-частного партнерства. Созданы Банк развития, Инвестфонд, реализуются программы развития технопарков, наукоградов, особых экономических зон, функционируют госкорпорации. Но, будем откровенны, в полной мере ни один из этих институтов пока так и не заработал, реальная отдача их невелика. Во многом это объясняется слабой законодательной базой: до сих пор не принят закон об инновационной деятельности, нет закона о государственно-частном партнерстве и т.д. Мы полагаем, что на федеральном уровне, прежде всего, необходимо:


• Поручить Правительству Российской Федерации разработать государственную инновационную политику и меры по ее реализации.
• Формировать государственный или муниципальный заказ на науку и капитальные вложения не на отдельные разрозненные виды работ, входящих в инновационную деятельность, а на реализацию полного инновационного цикла «прикладные исследования - разработки - освоение и тиражирование инновационной продукции», т.е. на реализацию инновационных проектов «под ключ».
• Предоставить субъектам инновационной деятельности налоговые льготы в части снижения или в ряде случаев освобождения от уплаты налога на прибыль, НДС, снижения налоговой нагрузки на фонды оплаты труда, установления льготных сроков исполнения налоговых обязательств, ускорения амортизации основных фондов, установления льготного кредитования.
• В условиях индифферентного отношения предпринимательского сектора экономики к науке и инновациям, наряду с мерами государственной поддержки инновационной деятельности целесообразно внедрить, как и во всем мире, механизм понуждения, заставляющих предприятия производить конкурентоспособную продукцию: техническое регулирование, стандартизацию и контроль, финансирование инноваций.


Проблемы федерального уровня поставили субъекты РФ перед необходимостью принятия собственных нормативно-правовых актов регулирования инновационных процессов в своих регионах, в большинстве из них они уже реализуются. Опыт, накопленный в субъектах Федерации, представляет весомую ценность для совершенствования правового регулирования инновационной деятельности, создает базу для разработки модельного федерального закона.


Так в ряде субъектов Федерации, например, Тверской области, наиболее перспективным методом управляемого развития экономики территорий объявили метод создания индустриальных парков, что установлено в принятом недавно законе «О мерах государственной поддержки при создании и развитии индустриальных парков». Создание индустриальных парков осуществляется путем придания им особого статуса. Введены и принципиально разделены такие важные понятия, как «резидент индустриального парка» и «инвестор индустриального парка». Примерно по такой же схеме идут в Томске, где законодательно регулируется функционирование особой экономической зоны технико-внедренческого типа.


Позволю себе остановиться на некоторых аспектах научно-технической и инновационной политики Новосибирской области.


Для нормативной правовой базы области характерно наличие актов, направленных на поддержку и развитие инновационной и инвестиционной деятельности, науки, предпринимательства. Приняты и действуют законы, которые уже показали свою эффективность.


У нас создана уникальная инфраструктура инновационного развития экономики. На нашей территории расположены отделения Российской академии наук, академии медицинских наук, академии сельскохозяйственных наук; наукоград Кольцово с градообразующим предприятием - Государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор», а также более 60 отраслевых научно-исследовательских, конструкторско-технологических и проектных институтов, более 100 крупных и не менее 1500 малых предприятий, осуществляющих технико-внедренческую деятельность, 43 высших учебных заведения, в том числе 26 государственных вузов и филиалов. В научно-образовательных учреждениях области работает более 30 тысяч человек.


В этом году, как и планировалось, завершится строительство Центра наноструктурированных материалов РОСНАНО. Планируется создание Центра высоких технологий – так называемого Кремниевого леса. Запускается Центр технического обеспечения, который даст возможность любому желающему изготовить для себя деталь для опытного образца своего изобретения. Вообще проект развития научно-технологического парка Новосибирского Академгородка призван дать мощный импульс для дальнейшего развития этой территории как центра высоких технологий мирового уровня. Более 60 компаний уже изъявили желание стать резидентами технопарка.


В Кольцово планируется создание биотехнологического парка, ведь биотехнологии и фармацевтика – направления будущего. Неподалеку от аэропорта «Толмачево» на территории 3 тыс. га ведется строительство промышленно-логистического парка для размещения инвесторами на этой территории промышленных предприятий и складских комплексов. Планируется строительство завода по производству литиево-ионных батарей для автотранспорта. Установленные мощности предприятия позволят выпускать батарей на 400 млн ампер/час в год. Это даст возможность оснастить более 12 тыс. единиц электромобилей, пробег без дозарядки до 400 км.


В стадии реализации находится еще несколько громких проектов, а вот инновационных лидеров, которые продвигали бы эти проекты, практически нет. Для их «выращивания» в Новосибирской области организована программа «Ingeneration» для молодых амбициозных людей, желающих эти амбиции удовлетворить, но не имеющие возможности это сделать. Сама методика не имеет аналогов в России и мире. На первом этапе проводится отбор 50-60 наиболее перспективных и одаренных молодых людей из нескольких тысяч претендентов. На втором этапе, в тренинговой форме, происходит погружение в организационное и понятийное пространство инновационного предпринимательства – выделяются и осваиваются организационные, управленческие, финансовые схемы, технологии инновационного предпринимательства, используемые инноваторами. Попробовать свои силы очень просто: надо только заполнить анкету на сайте проекта. Работой этих специалистов станет создание компаний и технологий будущего.


Сегодня в Новосибирске много уникальных разработок, опытных образцов, не имеющих аналогов не только в России, но и в мире. Но для многих из них не решен вопрос с выходом на рынок, коммерциализацией, внедрением и их серийным выпуском. Нет отлаженных форм взаимодействия науки с промышленностью, малым и средним бизнесом. Многие наши эксперты и практики указывают на несовершенство законодательства в этой сфере. К примеру, только на землеотвод и оформление участка под строительство Новосибирского технопарка ушло более двух лет. Много «подводных камней» при лицензировании тех или иных разработок. Ученые боятся передавать свои разработки на завод, так как нет механизмов защиты их авторских прав.


Также новосибирских ученых и инноваторов волнует вопрос неравномерного распределения преференций, касающихся инновационного вида деятельности. Вот для участников проекта российской «Кремниевой долины» в Сколково предусмотрены налоговые и прочие льготы, а для других нет. Хотелось бы, чтобы в этот процесс был вовлечен и Новосибирский Академгородок, и другие научные центры, предприятия, задействованные в сфере инновационного бизнеса, вне зависимости от их территориального расположения.


Отрадно, что регионы осознали необходимость сотрудничества, а не конкуренции между собой по пути инновационного развития. На прошедшем недавно в Томске инновационном форуме «INNOVUS”2010» была достигнута договоренность о создании Ассоциации инновационных регионов России, которая объединит Томскую, Новосибирскую, Иркутскую и Калужскую области, Красноярский и Пермский край, а также Татарстан и Мордовию. В первую очередь речь идет о сотрудничестве в сфере законодательства: предполагается сравнивать местные правовые акты, адаптировать готовые решения к специфике инновационных институтов разных территорий, совместно выходить на Правительство и Государственную Думу с новыми законодательными инициативами. Очень своевременное решение.


Однако на уровне субъектов Федерации существует немало проблем в сфере правового обеспечения инновационного развития. Считаю, что в регионах должны быть приняты долгосрочные региональные программы инновационного развития, направленные на максимально использование возможностей и перспектив развития, выявленных в процессе мониторинга инновационной активности отраслей и промышленных предприятий. Также региональные власти должны оказывать содействие созданию в органах местного самоуправления муниципальных образований региона (где осуществляется активная инновационная деятельность) общественных советов по развитию на их территориях инновационной деятельности с обязательным привлечением внешних экспертов из числа ученых и специалистов научно-технической и инновационной сферы. Особенно это касается наукоградов.


Надеюсь, что в ходе нашей дискуссии зарубежные гости расскажут о путях и результатах внедрения инноваций их странами, что также является ценной информацией, требующей особого внимания законодателей и экспертов.


Также надеюсь, что обмен опытом, обсуждение широкого круга вопросов по законодательному обеспечению инновационного развития будет продуктивным, вызовет большой интерес у специалистов, позволит сформировать рекомендации наших парламентских слушаний, которые впоследствии будут реализованы на практике.


Желаю вам успехов, содержательного общения и всего самого доброго.