14.06.17, 04:00

Школьное питание: проблемы остаются

По решению комиссии Законодательного собрания по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции рабочая группа по организации школьного питания продолжит работу.

Информация руководителя рабочей группы, заместителя председателя комиссии по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Алексея Андреева, прозвучавшая на заседании, очертила основной круг проблем, характерных для организации школьного питания. Прежде всего, завышенная на 20-30 процентов цена при несоответствующем ей качестве. Алексей Андреев привел в пример два проверявшихся учреждения -- МАУ «Комбинат питания» в Калининском районе и комбинат питания в образовательном центре школе-гимназии №6 «Горностай» в Советском районе. При несравнимых годовых объемах -- 200 и 6 млн рублей -- первый обеспечивает их исключительно договорами до 100 тыс. рублей, чтобы не проводить торгов, второй действует четко по федеральному закону №44-ФЗ, работая по контрактам с постоянными поставщиками. Тем не менее, 44-ФЗ снова был в центре обсуждения. Как заметил депутат Законодательного собрания Евгений Смышляев, исключительно по этому закону осуществляются закупки для казенных и автономных учреждений. В большинстве случаев результатом становится снижение цены и, к сожалению, невысокие потребительские качества продуктов.
«Как я понял, мониторинг товаропроизводителей отсутствует, хотя уже одно это могло бы гарантировать качество продукции», -- высказал мнение депутат Глеб Поповцев. Однако школе заключить контракт с поставщиком качественной продукции не просто, как, впрочем, и другим детским учреждениям. По данным управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, проверившего недавно организацию летней оздоровительной кампании, только 26% оздоровительных лагерей напрямую снабжаются конкретными товаропроизводителями, продукты для остальных идут через цепочку посредников, увеличиваясь в цене. Аналогичная ситуация и в школьном питании. Проблемы – сложная логистика, большие транспортные расходы, непосильные для небольших поставщиков. Как заметил начальник управления материальных ресурсов и государственных заданий Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Юрий Савостьянов, основная проблема в том, что большая часть школ закупают продукты в общепите. Так как у образовательных учреждений нет хранилищ, нет и долговременных договоров с конкретными поставщиками. Не лучше ситуация и в сельских районах. Найти мясо по сходной цене в селе не проблема, однако нужно, чтобы был промышленный забой, свои сложности и с закупом молока. «Если бы существовал бренд школьного, детского питания со своими стандартами и требованиями, качество детского питания удалось бы существенно повысить», -- считает чиновник.
Комиссия обсудила рекомендации, выработанные рабочей группой. Так, мэрии Новосибирска и правительству области рекомендовано внести коррективы в требования договоров и контрактов на поставку пищевых продуктов в государственные (муниципальные) детские учреждения, в том числе установить в них ответственность поставщика за несоответствие товара предъявляемым требованиям, вплоть до условия о неподлежащей оплате пищевой продукции в случае ее несоответствия требованиям договора (контракта), государственных стандартов и иных требований законодательства. Комиссия намерена предложить профильному комитету подготовить законодательную инициативу в Государственную думу РФ либо обращение для рассмотрения на сессии Законодательного собрания о выведения из под действия Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверок в отношении государственных (муниципальных) детских учреждений. В рекомендациях мэрии есть пункт и о кадровых решениях в отношении руководства МАУ «Комбинат питания».
«Департаменту образования мэрии и управлению министерства следует более жестко спрашивать качество с поставщиков продукции для детей, а с другой стороны, рекомендовать добросовестных поставщиков продуктов питания в учреждения образования. Следует свести к минимуму договоры о поставках до 100 тысяч рублей. Они, как лазейка для руководителей школ: не убрать – суррогаты так и будут попадать на стол детей», -- считает руководитель рабочей группой Алексей Андреев.
Председатель комиссии по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Александр Шпикельман поблагодарил сотрудников прокуратуры и службы Роспотребнадзора за сотрудничество. Предложение Александра Шпикельмана продолжить деятельность рабочей группы члены комиссии поддержали единогласно.