На русском English
Последнее обновление на сайте: 17.12.2017 г.
Горячие контакты
  • Работа с обращениями граждан
    8 (383) 223-16-68
  • Пресс-служба
    press@zsnso.ru
    8 (383) 223-44-77
В помощь депутатам 6-го созыва Наказы избирателей Молодежный парламент К 80-летию Новосибирской области Конкурс на лучшую организацию работы общественной  приемной
На главную Карта сайта Написать администратору Добавить в избранное Контакты
СМИ Кто есть кто?
Слово
Позиция
Ведомости
Советская Сибирь
Версия для печати
Инновации начинаются со школы - Новости
06 декабря 2017
Инновации начинаются со школы
Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области в режиме видеоконференции приняли участие в совместном заседании Комиссии Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ по образованию и науке и Комитета по законодательству Ассоциации инновационных регионов России.

На обсуждение была вынесена информации по итогам заседания временной рабочей группы Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ по совершенствованию нормативно-правового обеспечения осуществления образовательной деятельности в Госдуме РФ, а также информация о результатах мониторинга законодательства регионов АИРР в сфере подготовки кадров для инновационного бизнеса.
Участникам видеоконференции были представлены также результаты социологического опроса инновационных компаний инновационных регионов страны, показавшие неудовлетворенность подготовкой молодых специалистов. В числе недостатков - отсутствие у выпускников проектного мышления и практических навыков, слабое знание отраслевых стандартов, недостаточная подготовка по техническим и естественнонаучным дисциплинам, а также недостаток таких качеств, как инициативность, самостоятельность и даже недостаток грамотной письменной и устной речи. Недостатки кроются в слабой материально-технической базе образовательных учреждений, несогласованности графика учебного процесса с предприятиями, в отсутствии необходимых для бизнеса программ обучения, приводящих к тому, что поступающих на предприятия и организации выпускников приходится доучивать. Получается, что и сами предприятия не лучшим образом планируют свои кадровые потребности, и даваемые образовательными учреждениями базовые компетенции не отвечают запросам бизнеса. В представленных рабочей группой выводах акцент сделан на создании механизмов стимулирования наставничества и производственных практик, необходимость введения налоговые льготы предприятиям, участвующим в развитии материальной базы образовательных учреждений. Подчеркнута важность распространения лучших практик пилотного проекта АСИ «Кадровое обеспечение промышленности», лучшего опыта целевого обучения, а также необходимость совершенствования образовательных программ как в высшем, так и в среднем профессиональном образовании.
«Безусловно, вопрос кадров для инновационных компаний сегодня крайне актуален. Но для меня, как для заместителя председателя комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике, особенно интересным было обсуждение темы нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в применении к школьному обучению, - говорит Оксана Марченко. – При сложной формулировке разговор конкретно шел о школьных программах и учебниках, обеспечение которыми продолжает оставаться проблемой для регионов. Как говорилось на заседании, сегодня все регионы обеспечены учебниками, но за счет разных средств – кто в результате перераспределения средств внутри программы, кто-то – за счет дополнительного финансирования. Проблемы у всех были. Сейчас рассматривается вопрос, чтобы сделать два типа учебников – базовые и адаптированные. По существующим правилам сегодня каждая школа в субъекте имеет право выбрать свою программу, и муниципальные власти обязаны обеспечить учащихся комплектами учебников, что, конечно, не просто. На сегодня в России насчитывается более 1300 вариантов учебников. Все 22 субъекта, которые входят в Ассоциацию инновационных регионов России, пришли к выводу, что нужно утвердить базовый и адаптивный учебник. Базовый – для обычных школ, адаптивный – для детей с ограниченными возможностями. По всем предметам. Вернуться к старой системе – чтобы у нас был единый учебник. Это позволит, в первую очередь, упорядочить программу. Сейчас не то, что каждая школа выбирает свою программу, в одной школе классы в параллели могут идти по разным программам. Из-за этого множество проблем. Представьте, семья сменила место жительства, ребенка надо переводить в другую школу. А там другая программа. Более того, программа подразумевает прохождение темы в разные временные периоды, иногда даже в разные годы. Ладно, если ребенок попал, когда еще не прошли эту тему. А если прошли? Он не может перейти в эту школу, потому что тогда не сможет освоить эту тему. Этот вопрос сейчас активно обсуждается – и законодателями, и педагогическим сообществом. Я думаю, было бы правильно вернуться к единому формату учебников», - высказала свою позицию Оксана Марченко.
По мнению депутата, переход к единой программе позволил бы, благодаря централизованным закупкам, сократить стоимость учебников. Что касается обучения особо одаренных детей, продвинутых гимназий и лицеев, помогут дополнительные пособия и дополнительная литература, считает Оксана Марченко: «Говорить, что одаренные дети будут ущемлены базовым пособием – это не так. Если взять сегодняшние учебники, на многих также написано, что это не учебник, а пособие. То есть могут быть и дополнительные пособия. По моему убеждению, инновации в образовании – не в бесконечной вариативности программ, а в приобретении учениками необходимых компетенций. В ходе видеоконференции будировался также вопрос о разрешении электронного учебника, что логично в свете перехода к цифровым технологиям. Есть и соответствующая практика, и местный опыт - дети говорят, что в школе разрешают пользоваться планшетом, но это все равно не отменяет единого учебника», - убеждена законодатель.