На русском English facebook twitter instagram vk
Последнее обновление на сайте: 21.07.2019 г.
Горячие контакты
  • Работа с обращениями граждан
    8 (383) 223-16-68
  • Пресс-служба
    8 (383) 223-44-77
25 лет законотворческой деятельности Наказы избирателей Молодежный парламент
На главную Карта сайта Написать администратору Добавить в избранное Контакты
СМИ Кто есть кто?
Слово
Позиция
Ведомости
Советская Сибирь
Версия для печати
Малый и средний бизнес: реалии и перспективы - Новости
31 мая 2018
Малый и средний бизнес: реалии и перспективы
Развитие малого и среднего бизнеса в регионе необходимо стимулировать, считают депутаты Законодательного собрания. Отчет о реализации госпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2017—2022 годы» обсудили на заседаниях транспортного и бюджетного комитетов.

Доклад о реализации в 2017 году госпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2017—2022 годы» представил врио министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Николай Симонов.

«По итогам 2017 года в Новосибирской области действуют 146 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. За год их количество приросло на 1,5 процента. Сегодня на предприятиях малого и среднего бизнеса Новосибирской области, включая индивидуальных предпринимателей, работают 304 тыс. человек, что составляет почти 35% трудоспособного населения региона», - доложил Николай Симонов. По словам врио министра, оборот субъектов малого и среднего бизнеса региона за прошлый год вырос на 35% и составил 1 триллион 447 млрд рублей, а объём отгруженной произведённой продукции уже превысил 54%, что позволило Новосибирской области по этому показателю занять 5-е место в России, а по количеству предприятий малого и среднего бизнеса и количеству занятых там людей войти в десятку лучших - 8-е место по обоим показателям.
На реализацию госпрограммы в 2017 году за счет всех источников финансирования выделено 2 млрд 86 млн рублей, что составляет 96,4 % от планового показателя, в том числе 139 млн рублей – из федерального бюджета, 119 млн рублей – из областного бюджета, 55 млн рублей – из местных бюджетов и 1, 2 млрд рублей – из внебюджетных источников, сказано в отчете.
«Был период, когда очень многие предприятия из других регионов регистрировались на территории Новосибирской области, но по факту являлись «мёртвыми душами». В количественных показателях они числятся, но никакой фактической деятельности не ведут, и движения средств на их счетах не происходит, - озвучил одну из проблем Николай Симонов. - В последнее время министерство совместно с налоговыми органами занимается вычищением этих бездействующих предприятий из налогового реестра. Это со временем даст падение статистики по численности субъектов, но на основных «живых» цифрах не скажется».
Врио министра акцентировал, что с 2012 года объем поддержки сократился в разы. Если в 2012-2013 годах такую поддержку получали сотни предприятий, то в 2017 году всего лишь 41. Из них три предприятия – по модернизации производства, 12 предприятий – по бытовому обслуживанию, 8 – по договорам лизинга. Всего на прямую поддержку направлено 37,1 млн. рублей. Для сравнения: в 2012 и 2013 годах прямая господдержка составляла 130 и 150 млн. рублей соответственно. «Это связано с существенным сокращением господдержки из федерального бюджета и незначительным снижением поддержки из областного бюджета», - отметил Николай Симонов.

Между тем, в отчёте министра, представленном депутатам, было озвучено, что ряд стратегических показателей, которые должны быть достигнуты в России к 2030 году, у нас выполнены уже сейчас. Но есть задачи, к решению которых нужно стремиться. Например, повышать в числе предприятий малого и среднего бизнеса процент обрабатывающих предприятий. Сегодня прирост есть, но он составляет десятые доли процента, а ориентиры существенно выше. Для этого в регионе уже не первый год работает ряд институтов развития, регулярно доказывающих свою эффективность. Так, по данным Симонова, в прошлом году Фонд развития малого и среднего предпринимательства, известный как «гарантийный», выдал 316 поручительств на сумму 2,9 миллиарда рублей, благодаря чему предприятия малого и среднего бизнеса смогли привлечь 6,4 миллиарда рублей кредитных средств. Это рекорд Фонда за девять лет существования. А Фонд микрофинансирования, например, в прошлом году повысил размер микрозайма с 1 до 3 миллионов рублей, а срок погашения с 1 до 3 лет. Что же касается обрабатывающих и других предприятий реального сектора и сферы инноваций, то для них ставка Фонда микрофинансирования с этого года снижена до 7,5%, тогда как для торговли она осталось на прежнем уровне — 10%.

«В целом, из 26 целевых индикаторов госпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2017—2022 годы» 18 – выполнены в полном объеме, по остальным по ряду причин – не достигнуты плановые показатели. Связано это с тем, что имеющиеся финансовые ресурсы не позволяют существенно влиять на весь комплекс действий и результатов по развитию малого и среднего предпринимательства», - подытожил свое выступление Николай Симонов.
Депутат Лариса Шашукова поинтересовалась у врио министра, как будет строиться взаимодействие действующего областного фонда с создаваемым в данный момент в регионе федеральным фондом поддержки предпринимательства. По словам врио министра, планируется, что уже в ближайшее время состоится объединение финансовых резервов обоих фондов, что в дальнейшем позволит улучшить систему поддержки предпринимателей. «Мы надеемся, что наш фонд и федеральный фонд по приоритетным направлениям будут выдавать займы совместно», - пояснил Николай Симонов.
«Как обстоят дела в регионе с обслуживанием и возвратностью кредитов, которые выданы под гарантии фондов?» - задал вопрос министру председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Александр Морозов.
«За все годы Фонд выполнил обязательств порядка 250 млн. рублей. То есть, мы за недобросовестных заемщиков заплатили. Это те, кто обанкротился. Из них порядка 12 млн. рублей вернулось в фонд в результате судебных разбирательств. Остальное упало на риски, которые фонд несет как гарант обязательств», - ответил Николай Симонов.

Депутаты комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике, также на своем заседании заслушавшие отчет исполнения госпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2017—2022 годы», отметили, что качественно работающие областные государственные программы просто обязаны реально отражаться на развитии экономики региона. И данная программа во многом показательна. Она не только достигает большинства целевых индикаторов, что является необходимым условием её существования, но и показывает, как за относительно небольшие бюджетные средства могут эффективно сказаться на экономике области.

«Понятно, что большинство малых и средних предприятий наверняка сосредоточены в Новосибирске и агломерации. Но нам, особенно тем, кто избирался в сельских районах, хотелось бы знать, как там обстоит ситуация, действительно ли у них всё хорошо или есть проблемы, требующие нашего внимания», - высказался заместитель председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков.
«Программа работает только второй год, и такая информация для более широкого понимания ситуации, действительно, необходима. Попросим врио министра в течение месяца предоставить более полную информацию о реализации программы, и тогда мы будем обсуждать документ и корректировки в него более детально и предметно», - подытожил дискуссию председатель комитета Фёдор Николаев.