13.02.20, 12:19

Есть над чем работать

Председатель комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Евгений Покровский объявил о создании рабочей группы для рассмотрения вопроса об актуализации и внесении изменений в государственную программу Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления» от 19 января 2015 года.

На заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам депутаты заслушали доклад министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Дениса Архипова о ходе реализации Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территории Новосибирской области.

Как отметил министр, с 1 января 2019 года услуга по обращению с ТКО стала коммунальной услугой. До 1 января 2019 платеж за сбор и транспортирование ТКО входил в структуру платы за жилищные услуги и начислялся за квадратный метр занимаемой площади.

«Услуга по обращению с ТКО предоставляется на территории 683 населенных пунктов Новосибирской области, в которых проживает более 2 707 тысяч человек, что составляет 97,1% населения, – доложил Денис Архипов. – В регионе продолжаются работы по оснащению полигонов средствами измерения ввозимых ТКО. В настоящее время 14 объектов оборудованы весовым контролем».

На 1 января 2019 года, согласно территориальной схеме обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, в Новосибирской области было установлено 1729 контейнеров для раздельного накопления отходов. По итогам 2019 года, количество контейнеров для раздельного сбора составляет 2287 единиц. За 2019 год установлено 486 новых контейнеров, заменено 470 штук. Приобретено и установлено более 12 тысяч контейнеров.

«Сбор и транспортирование ТКО осуществляет 720 единиц техники, из них 39 единиц приобретено в 2019 году, – сообщил министр. – На территории Новосибирской области осуществляются мероприятия по строительству инфраструктуры в сфере ТКО. Так, в 2019 году выполнены работы по строительству четырех площадок временного накопления в Венгеровском, Кочковском, Убинском и Усть-Таркском районах. Завершено проектирование двух площадок временного накопления в Чулымском и Маслянинском районах. Начата реконструкция полигона в селе Северное Северного района работы, по которой продолжаются в 2020 году. Сделано проектирование полигона в селе Кыштовка».

В 2020 году планируется выполнить работы по строительству пяти площадок временного накопления в Доволенском, Здвинском, Маслянинском, Усть-Таркском и Чулымском районах. Завершить реконструкцию полигона в селе Северное, строительство полигона в городе Болотное и проектирование полигона в Каргате.

Также депутатам были представлены итоги деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Экология-Новосибирск» за 2019 год. Генеральный директор ООО «Экология-Новосибирск» Лариса Анисимова отметила, что за 12 месяцев 2019 года на объекты размещения поступило 1 154 834,72 тонны отходов. Из них 741 356,97 тонны – твердые коммунальные отходы. «В конце декабря 2018 года департаментом по тарифам Новосибирской области был утвержден единый тариф. Плата за одного человека в месяц составила 92,42 рубля и действовала в первое полугодие. С 1 июля 2019 года тариф был снижен: плата - 88,62 рубля, – напомнила Лариса Анисимова. – Региональным оператором открыты и обслуживаются более миллиона лицевых счетов для населения и юридических лиц. По информации из открытых источников, на территории страны процент собираемости за услугу по обращению с ТКО варьируется от 40 до 90 %. В Новосибирской области, по состоянию на 31 декабря 2019 года, процент собираемости достиг 77,24% (физические лица – 74,32%, юридические лица – 88,29%). По прямым договорам, заключенным с собственниками помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, процент собираемости - 84,61%».

На территории региона работают 30 фронт-офисов по обслуживанию физических лиц, два из них – в Новосибирске. В мае прошлого года открыт центр по обслуживанию юридических лиц. Организована работа пяти многоканальных телефонных линий, на официальном сайте ООО «Экология –Новосибирск» функционирует форма обратной связи. В среднем в день специалисты центра подготовки информации направляют около 530 ответов для потребителей. За 2019 год зарегистрировано 65 882 письменных обращения, 142 027 телефонных звонков поступило в абонентскую службу, 28 205 – в диспетчерскую. В центральных фронт-офисах Новосибирска принято 85 182 физлица и 23 943 юрлиц.

Но есть и проблемы. «На территории Новосибирской области продолжают действовать «серые перевозчики», которые осуществляют транспортирование ТКО под видом иных отходов и размещают их в местах не предназначенных для размещения ТКО, тем самым образуя несанкционированные свалки», – доложила Лариса Анисимова.

Председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Евгений Покровский задал самый острый вопрос, волнующий население: не будут ли расти тарифы?

«Лариса Александровна, вы показали наглядно, какие в других регионах процентные ставки по тарифам. С одной стороны, это радует, что у нас ставка 59 рублей, с другой стороны, на фоне 110-120 рублей по другим регионам это, конечно, настораживает, – озабочен парламентарий. – И, как вы упомянули, вы уже начали работу, чтобы обосновать повышение роста тарифов. Тогда у меня вопрос: в каких пределах вы это хотите осуществить. И как скоро нам это придется ожидать? Почему? Депутатам часто задают эти вопросы. Есть даже одно обращение из Довольного, где был тариф 92, а сегодня тариф 59. И на местах задают вопросы: куда вы дели еще 30? Трудно понять: это хорошо или плохо».

Отвечая на вопрос, Лариса Анисимова отметила, что не может оценить, какой тариф хотелось бы иметь региональному оператору. «По обращению из Доволенского района про 30-ти процентное снижение, поясню, что 20 процентов из них – это НДС. А 10 процентов, которые, может быть, можно каким-то образом вернуть региональному оператору. Но это тоже решение не наше. Мы просто хотим убедиться, есть ли такая возможность, как антимонопольная служба. Мы просто смотрим, как происходит утверждение тарифа в других регионах».

Количество несанкционированных свалок на территории региона волновало заместителя председателя комитета Дмитрия Козловского. «Это было одной из целей реформы. Мы повысили тариф. За год насколько в Новосибирской области несанкционированных свалок стало меньше?»

«Во-первых, есть количество свалок, которое было зафиксировано на момент перехода на новую систему обращения с отходами. То есть, это те свалки, за которые отвечают исключительно органы местного самоуправления при поддержке региональной власти. И также те свалки, которые образованы после 1 января 2019 года, которые должен выявлять региональный оператор. И в случае их выявления уже предпринимать действия по их ликвидации, – объяснил Денис Архипов. – Те свалки, которые были образованы до 1 января 2019 года, а их было выявлено порядка 800, по ним работают муниципалитеты. Не всегда у них хватает средств в местных бюджетах. Поэтому со стороны муниципалитетов есть обращения к нам. Мы рассматривали коллегиально этот вопрос. И сейчас для того, чтобы им помочь, мы подготовили корректировки в проект бюджета. Они находятся в листе ожидания, для ликвидации тех, которые образовались до 1 января 2019 года».

По данным Ларисы Анисимовой, в прошлом году регоператору поступило 98 обращений по несанкционированным свалкам. Регламент действий по закону такой: регоператор находит владельца земельного участка, направляет ему уведомление вместе с предложением заключить договор с региональным оператором. «36 несанкционированных свалок собственники ликвидировали самостоятельно, 17 - органы местного самоуправления, в том числе, в 12 случаях исполнителем работ выступал региональный оператор, - отметила Лариса Анисимова. - По оставшимся ситуация сложная. Большое количество из них находится в Караканском бору. Мы столкнулись с такой проблемой: владельцем лесных угодий, на которых обнаружены эти свалки, является Росимущество. Оно готово будет ликвидировать эти свалки, только если в судебном порядке будет установлена вина Росимущества. Вот такой официальный ответ мы получили. Написали запрос в Минстрой Российской Федерации, каким образом урегулировать эту ситуацию».

В свою очередь, Евгений Покровский пообещал регоператору поддержку со стороны комитета. «Давайте обращение, мы его поддержим», - сказал глава комитета и посоветовал регоператору также обратиться в суды и органы прокуратуры.

Депутатов интересовал и еще один аспект утилизации – сбор батареек. «Когда мы, наконец, сможем субсидировать сбор батареек? Потому что у нас два министерства разобраться не могут, – возмущен Дмитрий Козловский. – А у нас за Уралом самая благоприятная среда. У нас есть завод по переработке батареек. У нас народ собирает уже батарейки и в садиках, и в школах. Но мы не можем просубсидировать исполнителя, который утилизирует их».

Коллегу поддержал Евгений Покровский, который напомнил, что данный вопрос поднимается депутатами далеко не первый год, если не десятилетие.

По мнению министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Андрея Даниленко, по сбору и утилизации батареек необходимо принимать системное решение. «Точно так же, как и по энергосберегающим лампам. То есть, они по-хорошему должны быть включены в тариф, потому что постоянное субсидирование – это путь не совсем верный. Средства на субсидии в листе ожидания заложены, но, учитывая состояние бюджета, мы прорабатывали резервный вариант совместно с городом Новосибирском, который собрал уже порядка 10 тонн батареек. Примерно две тонны собрано еще и в райцентрах Новосибирской области, – доложил министр. – В рамках расширенной ответственности производителя Duracell готов оплатить и транспортировку, и переработку на Урале, на заводе «Континент», с которым заключен договор на утилизацию батареек в рамках расширенной ответственности. В прошлом году мы дважды проводили совещания с Duracell Russia, в том числе, и с приглашением нашего переработчика батареек с тем, чтобы он включился в эту программу. Но, к сожалению, согласия найдено не было».

Заместитель председателя комитета Вадим Агеенко отметил, что хотя первый год после введения в регионе новой системы обращения с отходами обошелся без коллапса, есть и ряд недостатков. «У нас стоит в повестке вопрос о реализации новой концепции, новой работы в рамках 89-го Федерального Закона, - отметил заместитель председателя комитета. – Но при этом госпрограмма «Развитие системы обращения с отходами», которая действует у нас в регионе с 2015 года, очень плохо финансируется. И сказать, что она продвигает мусорную реформу, вообще, нельзя». Как подчеркнул Вадим Агеенко, из шести показателей госпрограммы четыре полностью не финансировались, либо финансировались крайне скудно. «Мы смотрели программу с 2015 по 2018 годы, и вот некоторые разделы, например, по раздельному сбору тогда вообще не финансировали. Сейчас небольшие средства выделили, - привел примеры законодатель. - А ликвидация свалок вообще не финансировалась с 2015 по 2018 годы. Для ответа на вопрос: «Сколько убрали?» нужно понять «На какие деньги?» Откуда у муниципалитетов эти деньги?»

С предложением создать рабочую группу под руководством вице-губернатора Сергея Сёмки выступил председатель комитета Евгений Покровский. «В состав рабочей группы войдут представители нашего комитета представители бюджетного и аграрного комитетов. Соберемся, подытожим и сформулируем перечень вопросов для вынесения на апрельскую сессию. Первый блок вопросов – это актуализация самой программы, второй – доклад о деятельности регионального оператора. Один из главных вопросов отчет о работе оператора и Правительства Новосибирской области о проделанной работе за 2019 год».