16.10.18, 04:00

Александр Терепа: Сельский староста – не должность, это общественное признание

Сегодня, 16 октября, комитет Заксобрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению рассмотрел проект закона о сельских старостах, который заменит областной закон, принятый в декабре 2016 года.

Как пояснил министр региональной политики Игорь Яковлев, закон «Об отдельных вопросах деятельности старост  сельских населенных пунктов в Новосибирской области» разработан в целях приведения областного законодательства в соответствие с федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 29 апреля этого года федеральным законодательством урегулированы вопросы организации деятельности старост сельских населенных пунктов. Определен порядок назначения старост, срок их полномочий и требования, предъявляемые к лицам, которые могут быть назначены старостами, а также их основные полномочия. Старосты могут назначаться в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, городском округе или на межселенной территории для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей для решения вопросов местного значения. Министр сообщил, что для разработки законопроекта была создана межведомственная рабочая группа с участием федеральных и областных органов власти и органов местного самоуправления. Проект закона получил одобрение палаты сельских поселений Совета муниципальных образований в рамках регионального форума местного самоуправления в этом году. Проведенный интернет-опрос подтвердил: жители не считают необходимым придумывать новое наименование для этой должности, и это еще одно свидетельство, что институт сельских старост вошел в жизнь региона.
В соответствии с законопроектом основной задачей старост является взаимодействие с органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения как на уровне муниципальных образований, так и на уровне районов. Законопроектом определяются гарантии деятельности старосты – это право на получение информации, получение консультаций специалистов органов местного самоуправления. В том числе, прием в первоочередном порядке должностными лицами местного самоуправления и руководителями организаций по вопросам своей деятельности, а также право на участие в заседаниях представительного органа муниципального образования при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей при решении вопросов местного значения. Конкретные полномочия старост, их права и гарантии закрепляются органами местного самоуправления самостоятельно в уставах или нормативно-правовых актах представительных органов. Законом предусмотрена выдача представительным органом муниципального образования удостоверения, подтверждающего полномочия старосты. Так как действующий до сего времени областной закон о сельских старостах был принят до федерального закона, предлагается признать его утратившим силу, пояснил министр.
«Мне как депутату, избранному от сельской территории радостно, что про сельские территории думают и пытаются улучшить эффективность управления ими. Потому что, действительно, есть села, где нет нормальной работы интернета, нет аптечных пунктов, где такое звено как староста очень нужно, - высказала свое мнение депутат Дарья Украинцева. – Но много ли в области населенных пунктов, где избрали такой путь взаимодействия с органами местного самоуправления?»
Председатель комитета Александр Терепа представил имеющуюся статистику. В настоящее время в области 429 муниципальных образований, где в принципе старосты могут появиться. Десятая часть их – это 44 муниципальных образования имеют в своем составе один населенный пункт, соответственно наличие в них старосты не очень целесообразно. Остальные муниципальные образования имеют 2-3, максимальное количество – 12 поселений в своем составе. Здесь появление старост целесообразно. То есть количество старост в регионе может составить 1200-1300 человек. «По прежнему закону сходами граждан было избрано 830 старост, -  сообщил Александр Терепа. - Это говорит о том, что институт старост состоялся. Принятие федерального законодательства лишь упорядочивает систему. После принятия закона мы определим соответствующую методологию изменения муниципальных уставов муниципальных образований. Думаю, институт старост будет и дальше укрепляться и укореняться. Все населенные пункты, которые не имеют представительства органов местного самоуправления, рано или поздно старост получат», - убежден председатель комитета.
Острый вопрос основных гарантий деятельности старост, мер поощрения, порядка отчетности их в органы местного самоуправления поднял депутат Евгений Смышляев, отметивший, что в законопроекте эти моменты отсутствуют. «Перечень гарантий должен быть исчерпывающим, а здесь он размыт - «иные гарантии». Этот вопрос обязательно встанет у глав муниципальных образований», - считает законодатель.
Председатель комитета Александр Терепа отметил, что этот действительно очень важный вопрос будет уточнен при подготовке законопроекта ко второму чтению. «Инициатива и понимание должны идти снизу. Чтобы не мы решали, какие гарантии подвести, и тем самым институт старост воспринимался как очередная управленческая структура. Фактически чиновничья, со всеми вытекающими последствиями. Сельский староста – не должность, это общественное признание. Предоставлять гарантии старостам должны органы местного самоуправления в зависимости от их возможностей и оценки ситуации. Ко второму чтению мы подработаем законопроект, чтобы определиться с этим вопросом, не нарушая прав и не насаждая свое восприятие», - подвел итог парламентарий.