На русском English facebook twitter instagram vk
Последнее обновление на сайте: 12.12.2018 г.
Горячие контакты
  • Работа с обращениями граждан
    8 (383) 223-16-68
  • Пресс-служба
    press@zsnso.ru
    8 (383) 223-44-77
25 лет законотворческой деятельности Наказы избирателей Конкурс на лучшую организацию работы общественной  приемной Молодежный парламент
На главную Карта сайта Написать администратору Добавить в избранное Контакты
СМИ Кто есть кто?
Слово
Позиция
Ведомости
Советская Сибирь
Версия для печати
Требуется новое качество управления экономикой - Новости
05 декабря 2018
Требуется новое качество управления экономикой
Критические замечания и конкретные предложения по совершенствованию региональной экономики высказали депутаты комитета Заксобрания по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и тарифам при обсуждении стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года.

Представляя проект Стратегии, министр экономического развития Ольга Молчанова сообщила, что главным разработчиком документа стал Новосибирский университет экономики и управления. При разработке документа были учтены как преимущества региона - человеческий капитал, развитая система образования, диверсифицированная структура экономики, выгодное «центральное» транспортно-географическое расположение региона, так и проблемы - недостаточная экономическая и инвестиционная активность, разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реально низкой восприимчивостью производства к инновациям, невысокий уровень развития инфраструктуры. Среди «угроз» министр назвала усиление экономических санкций, ограниченные возможности сбыта на внутреннем рынке, утрату интеллектуального лидерства и потерю компетенций во многих научных направлениях, рост сферы торговых услуг на фоне ослабления возможностей развития секторов материального производства экономики и другие факторы.
Как подчеркнула Ольга Молчанова, Стратегией определены три приоритета: развитие человеческого капитала и социальной сферы, развитие конкурентоспособной экономики с высоким уровнем предпринимательской активности и конкуренции, а также создание современной безопасной среды для жизни, преображение городов и поселков Новосибирской области. Возможны три варианта реализации Стратегии: консервативный, целевой и инновационный, главное отличие которых в темпах развития. Если консервативным сценарием к 2030 году ВРП планируется на уровне 2890,6 млрд рублей, то инновационным 3633 млрд рублей. С ростом производительности труда - в 1,9 раза, увеличением доли высокотехнологичной продукции в ВРП - в 1,6 раза; доли объема инвестиций в ВРП - до 27%; рост промышленного производства - в 2,1 раза, рост производства продукции сельского хозяйства - в 1,7 раза.
«Инновационный сценарий предложен как основной, - подчеркнула Ольга Молчанова. – Он включает финансирование крупных инвестиционных проектов, в том числе из федерального бюджета, приток инвестиций, в том числе иностранных, ускоренное развитие транспортной логистики и сектора услуг, обрабатывающей промышленности, сектора информационно-коммуникационных технологий, существенное снижение барьеров для доступа местных компаний на рынки стран Азии, поддержку экспорта и региональных компаний. Этот сценарий очень хорошо взаимоувязан с 204-м Указом Президента России. Девять целей и 12 национальных проектов, которые определены в Указе, все они корреспондируются с нашей Стратегией. Материалы, которые представлены регионом в министерства РФ по реализации региональных составляющих национальных проектов, позволяют нам надеяться, что инновационный сценарий может быть реализован на территории региона. По всем направлениям. К 2030 году регион должен быть в десятке или в тройке лидеров», - убеждена глава минэкономразвития.
Обращаясь к депутатам, Ольга Молчанова акцентировала основные показатели для строительной отрасли: увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов – в 1,5 раза; площадь жилья на 1 жителя – 29,1 кв. метров. «На основе Стратегии в первом квартале 2019 года будет разработан план ее реализации, который будет актуализироваться в зависимости от тенденций, которые происходят в экономике и социальной сфере», - сообщила министр.
«Мы все будем рады, если в 2030 году увидим то, что сказано в Стратегии. Я не увидел инструментария, благодаря чему будем этого добиваться. Надо проработать этот момент», - высказал свое мнение депутат Иван Сидоренко. По мнению парламентария, помимо сокращения реальных доходов населения у отрасли есть и другие риски. – «Многие предприятия, с которыми мы еще два года назад работали, закрываются. Их производственные мощности проданы, сданы в аренду, перезаложены. Говорим о конурбации, транспортной доступности регионов, а мы с окраин в центр городе не можем доехать. Надо ставить вопрос о возобновлении строительства метро. Если не будет развития транспорта, в следующие 5-7 лет город строиться не сможет. Из Новосибирска, который сегодня называют центром притяжения человеческого капитала, люди начнут разъезжаться».
Вопрос, который задал депутат Николай Мочалин, касался не перспектив, а предыдущей стратегии. «В 2007 году была принята стратегия развития области до 2025 года. Предполагалось, что к 2025 году доля среднего класса удвоится и превысит 50%, доля малоимущих должна снизиться с 23 до 6%, а мы сегодня  по этому показателю на 59 месте среди регионов. Говорилось, что двукратный рост реальной заработной платы будет.. сблизятся темпы роста заработной платы и производительности труда… Куда эта Стратегия делась? Правительство должно отчитаться за ее выполнение».
Коллегу поддержал Вадим Агеенко: «Значит, прежнюю Стратегию можно закрывать? С этим вопросом нужно разобраться: должна быть одна стратегия».
Ольга Молчанова ответила, что разработка нового стратегического проекта региона диктуется федеральным законодательством – вступившим в действие федеральным законом №172-ФЗ, который изменил подходы к стратегическому планированию в целом в РФ. Что касается предыдущей Стратегии, то 2025 год еще впереди. А в проекте Стратегии, которая сейчас рассматривается, есть приложение №2, где интересующие депутата материалы имеются.
«Заменить отчет с трибуны сессии приложением №2 - это совершенно разные подходы», - резонно заметил Николай Мочалин. Депутат проанализировал объемы строительно-монтажных работ в области. По его данным, за два последних года эти объемы сократились на 38%. Николай Мочалин привел цифры: на развитие жилищного строительства в 2019-2021 годах в области предусмотрено 1021 млн рублей. В 2019 году – 710, 176 – в 2020 году. 135 – в 2021 году, что, конечно же, недостаточно.
«Развитие экономики области впрямую связано со строительной отраслью и строительством жилья, - заявил парламентарий. - Бесполезно рассматривать строительную отрасль области вне контекста всей экономики региона, не учитывая занятость, уровень доходов и рентабельности хозяйствующих субъектов и, прежде всего, сферы материального производства. Так как любое строительство - это инвестиционный процесс, требующий свободных и «длинных» денег. …. Сегодня более 80% инвестиций составляют привлеченные денежные средства дольщиков на стадии строительства новостроек. Таким образом, если вся экономика деградирует, а реальные доходы населения падают, то никакие манипуляции с господдержкой и строительством бюджетных объектов не спасут строительную отрасль. Строительство жилья и социальных объектов должно проводиться параллельно со строительством объектов экономики и, прежде всего, объектов материального производства с высокой добавленной стоимостью. Этой политики у нас в области нет. Сдвиг структуры производительных сил в сторону сокращения материального производства свидетельствует о несостоятельности нерегулируемой рыночной экономики. Сегодня нужно новое качество экономики с восстановлением структуры производительных сил материального производства. И новое качество управления развитием экономики», - считает законодатель.
Вопрос «на понимание» задал председатель комитета Евгений Покровский: «Говорим о привлечении в регион инвестиционных средств, изыскиваем дополнительные ресурсы для пополнения бюджета. Поэтому хотелось бы знать о тех компаниях, которые участвуют как в производстве, так в эксплуатации объектов в регионе, а налоги платят в Москве и в Питере. Одно предприятие могу назвать - это НЗХК, которое работает у нас, а налоги платит в городе Электросталь».
Ольга Молчанова отметила, что вертикально-интегрированные структуры налог на имущество платят по месту нахождения объекта, а распределение прибыли происходит пропорционально распределения имущества между регионами. По словам министра, в течение 2017 и 2018 годов правительством были сделаны шаги по взаимодействию с госкорпорацией «Росатом», в состав которой входят НЗХК и ТВЭЛ. Компаниям был представлено ряд разработок, и там сейчас рассматриваются возможности венчурного финансирования. «Пытаемся работать с другими госкорпорациями – РЖД, Газпромом, чтобы они у нас заказывали производство продукции, которая необходима их основным компаниям. Это наша основная задача. Почему мы и говорим, что область может стать базой для освоения ресурсов Сибири», - резюмировала Ольга Молчанова.
Комитет поддержал представленный правительством проект стратегии социально-экономического развития региона с учетом высказанных замечаний. «Прежде всего, они вылились в те замечаний, которые озвучил Николай Андреевич Мочалин, - подводя итоги заседания, отметил председатель комитета Евгений Покровский. - Они несколько критичны, но действительно, имеют место. Думаю, что мы дальше продолжим эту работу».
Глава комитета ответил и на другой острый вопрос, поставленный на комитете - о работе предприятий, работающих здесь, на рынке Новосибирской области, а платящих налоги в других регионах. «Причем, это не просто предприятия с оборотом 100, 200, 300, 400 тысяч рублей, а с оборотом в сотни миллионов, - сделал акцент Евгений Покровский. - Поэтому и встал вопрос о том, как с ними ведется работа. Ольга Витальевна ответила на это достаточно расширенно. Она сказала, что ведутся переговоры с головными министерствами в Правительстве о том, чтобы как-то выстроить, структуризировать перечисление налогов, чтобы регионы не были в стороне от этого процесса. Мы прекрасно понимаем, что это сфера действия федерального законодательства. Так, к сожалению, сложилось, что многие предприятия, работающие здесь, налоги платят в Москве. Нас интересует в большей части именно строительная отрасль. Почему? Потому что мы сегодня замечаем, что на рынке строительства Новосибирской области стало появляться много других компаний. Мы не можем нарушить антимонопольный закон. Но мы тогда должны понимать, что наш рынок, наша экономика и наш бюджет будут иметь от того, что к нам пришли новые корреспонденты?»
Евгений Покровский заявил, что необходимо «детализировать ситуацию, по подобным предприятиям в Новосибирске. Далее, предполагает парламентарий: «Выйти с предложением. Либо это будет инициатива с выходом на Правительство России, либо это будет обращение в Государственную Думу, где можно будет посмотреть, как снивелировать этот закон. Сегодня мы видим, что в этом законе есть часть несовершенных статей».