20.02.19, 05:00

Сначала кадровое оздоровление, потом - финансовая поддержка

Комитет Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности не принял предложенный министерством экономического развития области план финансового оздоровления АО «Управляющая компания «Научно-технологический парк в сфере биотехнологий». Депутаты считают, что сначала необходимо решить управленческие и кадровые вопросы.

Представляя депутатам предложения министерства, глава Минэкономразвития Ольга Молчанова проанализировала финансовые вложения, выделяемые на реализацию амбициозного проекта. Начиная с 2011 года из областного бюджета в виде субсидий и взносов в уставной капитал было выделено 881,3 млн рублей , из местного - 78,6 млн рублей, из федерального - 216,3 млн рублей. То есть, всего 1 176,2 млн рублей. В 2017 году регионом была получена компенсация из федерального бюджета в размере 394,5 млн рублей. При этом налоги в консолидированный областной бюджет составили за 2016 и 2017 годы 1010 млн рублей с учетом налогов резидентов. Сегодня крупнейшие из резидентов Биотехнопарка: АО «НПК «Катрен», создающая высокотехнологичный автоматизированный центральный логистический центра, выручка которого после выхода на проектную мощность планируется в размере 217 320 млн рублей; организация инновационного фармацевтического производства препарата «тромбовазим» ООО «СФМ Фарм» с выручкой в объеме 438 млн рублей и ООО «Ангиолайн интервеншионал девайс», специализирующаяся на производстве коронарных стентов и катетеров с выручкой после выхода на проектную мощность 1 040 млн рублей. Итого, подсчитала министр, бюджетный эффект составляет 2 млрд 247 млн рублей, то есть в два раза больше, чем вложили. «Доходы УК по 2018 году 32,7 млн рублей (расходы 83,5 млн руб.). Конечно, сумма, на наш взгляд, мала. Мы ставили перед УК «Биотехнопарк» задачу выйти в 2018 году на самоокупаемость, но они с этой задачей не справились», - отметила Ольга Молчанова. Министр констатировала недостатки, выявленные при проверке Контрольно-счетной палатой, в том числе, низкое качество бухгалтерского учета и исполнения учетной политики, рост управленческих расходов, низкая дисциплина сбора отчетности о деятельности резидентов, нарушения в предоставлении отчетности по использованию бюджетных инвестиций, а также ряд имущественных проблем. По всем названным направлениям, отметила министр, управляющей компанией приняты конкретные меры, представлен план выхода на самоокупаемость. Для продолжения развития проекта необходимо увеличить субсидию на 2019 год на 85 млн рублей, примерно столько же в 2020 году, а также поддержать внесение изменений в Закон 142-ОЗ в части установления льгот управляющим компаниям индустриальных парков с государственным участием, озвучила Ольга Молчанова предложения министерства.
Вопросов у депутатов оказалось достаточно. Лариса Шашукова отметила двукратное сокращение планируемых налоговых поступлений, а заместитель председателя комитета Ирина Диденко высказала недоумение, почему у лучшей в стране лаборатории (как позиционировалась в докладе лаборатория Биотехнопарка) выручка 2 млн рублей при расходах в 5 миллионов, не считая фонда оплаты труда.
Заместитель председателя комитета Сергей Аксененко заявил свою позицию как член совета директоров Биотехнопарка: « УК не справляется с поставленными задачами. Понимаю, что это неординарная сфера деятельности, которая не поддается шаблонным исчислениям. В управлении Биотехнопарка, особенно в последний год, сложилась очень нездоровая атмосфера в плане управления и собраний акционеров… Биотехнопарк нуждается в изменении структуры управления. Иначе вектор развития будет деструктивным».
Аналогичным было и мнение заместителя председателя аграрного комитета Глеба Поповцева, также входящего в совет директоров: «Изменения в руководстве, которые произошли, являлись формальными. К концу 2018 года мы пришли к тому, что предприятие фактически является банкротом. Если бы не оперативное вмешательство АИР, мы бы так и вышли на банкротство. Мое мнение, что руководство Биотехнопарка результативности не дало. Не смогли проанализировать допущенные ошибки, не смогли сформулировать задачи – за них это сделал Минэконом, Завышены были плановые показатели. Все сводится к разбирательству – кто важнее в этом Биотехнопарке? Такого вопроса не должно быть. Это государственная программа и учредитель – государство в виде правительства Новосибирской области. Мое личное мнение – без конкретной реорганизации руководства Биотехнопарка, и это показывает практика работы последних полутора лет, мы не увидим результативности работы и выхода Биотехнопарка на проектную мощность».
Глава рабочего поселка Кольцово Николай Красников напомнил парламентариям, что, помимо названных компаний-лидеров, проект Биотехнопарка - еще и центр притяжения более чем 60-ти компаний, которые являются пользователями и потенциальными партнерами Биотехнопарка. Поэтому контроль за реализацией этого проекта должен быть «профессиональным, спокойным, ежедневным и системным… Не просто кого-то поменять, принять легкие решения».
Депутаты и не были намерены торопиться. Заместитель председателя комитета Валентин Сичкарев поблагодарил главу Минэкономразвития и за предыдущую работу в отношении Биотехнопарка, и за сегодняшний обстоятельный анализ. Депутат напомнил об еще одной проверке КСП, проведенной в Биотехнопарке в конце прошлого созыва, и про рабочую группу, созданную правительством области с участием депутатов, которая также разбиралась с проблемами Биотехнопарка.
«Реализация проекта под руководством той команды, которая за него взялась, постоянно вызывала вопросы. Вопросы – хозяйственных трат бюджетных денег. Они не сняты. Мы нуждаемся в некоем плане по оздоровлению, в некой большей программе, потому что ведь не только оздоровление – цель. Вложили в проект уже 1,2 миллиардов, при таких вложениях должны какой-то значимый результат получить. Но есть недоверие к той команде, которая тратила до этого бюджетные деньги. Пускай эти люди будут научными консультантами, будут давать советы, но хозяйственные вопросы и траты бюджетных денег этим людям больше доверять нельзя. Надо сначала решить вопрос с руководством, а уж затем вернуться к вопросу предоставления бюджетных денег», - сформулировал депутат свое видение проблемы.
«Решение не принимаем, - подвел итог обсуждению председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Александр Морозов. - Понимаем, что требуется поддержка и оздоровление важнейшему проекту, но время на воспитательные мероприятия с существующим менеджментом закончилось . Мы больше рисковать бюджетными ресурсами не в состоянии. Как только будет принята программа кадрового оздоровления, вернемся к мероприятиям по оздоровлению финансовому...» Поскольку внесение корректив в областной бюджет планируется по истечению первого квартала, до этого времени должны быть приняты кадровые решения, заметил законодатель.