06.04.07, 04:00

Чужих вопросов не бывает

Образование, сельское хозяйство, дорожная отрасль, транспорт – все это не «отдельно стоящие» отрасли, а связанный воедино узел проблем, задач и перспектив. Не упорядочив одного, мало что возможно решить в другом. Об этом – едином, системном подходе к решению острейших социально-экономических вопросов – не раз говорили депутаты Новосибирского областного Совета на выездном заседании комитета по транспорту, дорожному комплексу, связи и информационным ресурсам в Коченевском районе. Этим они руководствовались и в своих решениях.

Работая в Коченевском районе, депутаты комитета по транспорту побывали и на таких объектах, которые, на первый взгляд, «профильными» для них не являются. Например, школу № 1. старейшую в районе, детский центр, краеведческий музей… Но какая же сельская школа без школьного автобуса? Тем более что не за горами так называемая реструктуризация системы образования, которая неизбежно приведет к необходимости возить учеников из малых деревень в более крупные населенные пункты.

– Наконец-то, первый раз мне в сельской школе сказали, что не может быть качественного образования там, где за партами сидит 16 человек – на все девять классов! – радовался словам учителей-единомышленников председатель комитета по транспорту Сергей Титков. – Не может быть в маленькой школе ни полноценного преподавания всех предметов, ни хорошо оборудованных кабинетов. Но решить эту проблему, конечно же, можно только при наличии хороших автобусов, хороших дорог и налаженном бесплатном питании детей.

Разговор о транспортном обслуживании Коченевского района, но уже в гораздо более широком плане, депутаты продолжили на территории местного автотранспортного предприятия. Сейчас АТП располагает 20 единицами техники, в том числе 14 автобусами ПАЗ, которые обеспечивают перевозку пассажиров на 12 маршрутах. Два «пазика» совсем новые, приобретены в прошлом году, среди остальных имеются и 7 – 12-летние «ветераны».

– Хватало бы и 14-ти автобусов, – отвечал на вопросы заместителя председателя комитета Валерия Ильенко руководитель АТП Владимир Романенко, – если техника эта была бы не старая, а с нормальным сроком службы. А дороги… Местами они у нас в районе абсолютно непроезжие. Чистить успевают не всегда, иногда из-за этого даже рейсы срываются, а два маршрута недавно вообще закрыли – не могут пройти автобусы от малых деревень до центральной усадьбы.

Но не все же досадовать на проблемы. В Коченевском районе и решать их умеют. Построили, например, меньше, чем за год, современнейший нефтеперерабатывающий завод.

– Теперь проблем с дизтопливом у нас не будет, – радовался глава районной администрации Александр Карасев.

Нефть для переработки в Коченево пойдет «своя», областная: с Верх-Таркского месторождения, что в Северном районе. Конечная продукция – мазут, «80-й» бензин и дизельное топливо. Планируемый на первое время объем производства 50 тысяч тонн в год, но на будущее намечается и расширение, благо квота НСО вчетверо больше – есть куда расти.

Почему инвесторы выбрали для строительства НПЗ именно Коченево? Причин несколько: близость федеральной автотрассы и полуторамиллионного мегаполиса, наличие железнодорожной ветки, проходящий неподалеку продуктопровод, к которому намечено подключиться для надежного обеспечения сырьем. Но главная – отсутствие каких бы то ни было препятствий для инвесторов, создание для них в районе самых благоприятных условий.

Всё это – и проблемы, и достижения – депутаты обсуждали на заседании комитета по транспорту, куда пригласили и коллег из других комитетов, и представителей областной и районной администраций, и глав муниципальных образований Коченевского района. В том числе такие больные вопросы, как отток лучших сельских кадров в Новосибирск; аварийное состояние школы № 2 и двух «бесхозных» виадуков; удручающе малые объемы жилищного строительства; нехватка спортивных залов и сооружений; высокая (вследствие введения новой системы нормативов) степень дотационности района. И, конечно же, дороги…

– Вместе с депутатским корпусом администрации области удается переламывать ситуацию в сфере дорожного хозяйства, – говорил в своем выступлении на заседании комитета вице-губернатор Владимир Никонов. – На 2007 год впервые запланировано существенное, на 30 процентов (с 2,1 до 2,8 млрд. рублей) увеличение финансирования. А всего, с учетом федеральных поступлений, в дорожную отрасль области поступит 7,5 млрд. рублей.

Беда коченевских дорог – низкий технический уровень, плохое содержание вследствие недостаточного бюджетного обеспечения. Из-за этого случаются перебои с подвозом хлеба в дальние села, с перевозкой учеников до школы и обратно, с оказанием срочной медицинской помощи. Из 452 километров дорог в районе лишь 92 с асфальтовым покрытием. Состояние многих щебеночных «трасс» удручающее, но отремонтировано за последние три года было только 11 километров, причем объемы такого ремонта с каждым годом уменьшались более чем вдвое.

- Району необходима помощь в ремонте и содержании дорог, – настаивал глава районной администрации Александр Карасев. – Но мы, заметьте, район не иждивенческий. Наш бюджет составляет 519 миллионов рублей, а все платежи в бюджеты разных уровней – 406 миллионов рублей. Жаль только, району из них остается всего 10 – 13 процентов, поэтому сегодня мы не имеем возможности предусмотреть в своем бюджете средства на развитие инфраструктуры.

Состоянием дорог района, особенно «грунтовок» был очень недоволен и приглашенный на выездное заседание руководитель областного Территориального управления автомобильных дорог (ТУАД) Константин Громенко. По его мнению, регламентные работы по вскрытию дорог не выполнены, хотя сроки для этого были определены до 1 апреля и финансирование произведено полностью.

– Завтра же сюда выезжает комиссия, – заявил руководитель ТУАД. – Принято решение – если регламентные работы не произведены и из-за этого произошло разрушение дорожного покрытия, то оно устраняется за счет подрядной организации.

Что же касается развития района в целом, то в процессе обсуждения проблем и перспектив прозвучало немало замечаний и предложений. Например, депутат комитета облсовета по промышленности Валентин Сичкарев предложил составить инвестиционный паспорт района, подготовить несколько готовых перспективных площадок и сделать их своего рода «приманкой» для инвесторов. Депутат комитета по транспорту Александр Барсуков (это по его инициативе и на его округе проходило выездное заседание) настаивал на том, чтобы при формировании бюджета обязательно учитывалась специфика района: приближенность к Новосибирску, отток трудовых ресурсов и связанную с этим необходимость поддерживать более высокий уровень зарплаты и развития инфраструктуры.

Глава Прокудской сельской администрации Николай Ковальчук достаточно резко высказался насчет формирования бюджетов поселений. Его сельсовет после расчетов по новой методике потерял более двух миллионов бюджетных рублей.

– И чем больше собираешь налогов (а это дело очень хлопотное и трудное), тем больше с тебя срезают, – горячился Николай Иванович. – А полномочий на нас возложили… И пожарная безопасность, и дороги – все наше. Так хоть немного деньгами эти полномочия подкрепите!

– Совершенно согласен с Николаем Ивановичем, – поддержал его Сергей Титков. – Наши вопросы – не только транспорт и дороги, но и межбюджетные отношения, местное самоуправление, разграничение полномочий. За все это мы тоже ответственны!

По итогам выездного заседания комитет принял решение рекомендовать администрации Новосибирской области:

– с учетом специфики Коченевского района рассмотреть возможность дополнительного финансирования в 2007 году строительства таких социально-значимых объектов, как 3-этажный жилой дом для ветеранов труда и войны в р.п. Коченево; крытый каток с искусственным льдом в р.п. Чик;

– рассмотреть возможность включения в план финансирования в 2008 году окончания строительства в р.п. Коченево школы на 450 учащихся и детского сада на 160 мест, реконструкции Коченевской ЦРБ, продолжения строительства крытого катка с искусственным льдом в р.п. Чик.

– проанализировать состояние инженерной инфраструктуры муниципальных образований Коченевского района и предложить меры по ее сохранению и развитию;

– рассмотреть возможность включения в трехлетнюю программу дорожно-строительных работ следующих объектов: устройство асфальтобетонного покрытия на автодороге «Байкал-Колывань» (до Буньково) и на автодороге «Чик-Речник» с выходом на автодорогу «Новосибирск-Кочки-граница с Казахстаном» (данная автодорога пройдет через несколько населенных пунктов, соединит стабильно развивающиеся сельскохозяйственные предприятия с федеральной дорогой, а также обеспечит транзитный проезд транспорта из Томской области и Казахстана, минуя город Новосибирск); реконструкцию участка автодороги «Байкал-Новокремлевское» (13.5 км);

– совместно с администрацией Коченевского района и управлением Западно-Сибирской железной дороги определить и официально закрепить статус собственности двух виадуков в с. Прокудское.

Задачи поставлены непростые, но, как считает Сергей Титков и его коллеги-депутаты, при налаженном взаимодействии с администрацией области вполне достижимые. Тем более что в традициях комитета по транспорту контролировать и добиваться исполнения своих решений.