25.04.07, 04:00

Оплата труда педагога: сколько стоит разумное, доброе, вечное?

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» предусматривается, в том числе, и изменение оплаты труда педагогов. «О переходе на новую систему оплаты труда работников образовательных учреждений Новосибирской области» говорили на комитете по науке и образованию облсовета. Докладывал заместитель руководителя департамента образования Новосибирской области Александр Флек.

Как отметил докладчик, цель проводимых в российских школах преобразований сводится к следующему: перейти на подушевое финансирование учреждений образования; ввести новую систему оплаты труда учителей; внедрить региональные стандарты качества образования; обеспечить участие общественности в управлении процессом обучения. В насупившем году федеральный центр выделил Новосибирской области на эти цели 270 миллионов рублей, еще 230 миллионов придется взять из областного бюджета.

Переход на новую систему оплаты труда диктуется необходимостью с толком расходовать бюджетные деньги. Положение на сегодня таково, что число учащихся постоянно убывает, зарплаты учителей застыли на стабильно низком уровне, однако расходы на образование увеличиваются в разы. «Единая тарифная сетка не позволяет учитывать качество образования и эффективность учительского труда» - уверен Александр Флек.

Министерство образования предложило свой вариант оценки качества труда педагогов, который и лег в основу разрабатываемой для нашей области методики. Предполагается, что будет определена минимальная стоимость образовательных услуг в расчете на одного учащегося. Этот минимум обеспечен всем учебным заведениям из бюджета, а сверх того станут применять повышающие коэффициенты: за расположение школы в сельской местности, за особый статус (гимназия, лицей) и так далее.

При переходе на новые нормы финансирования оплата труда педагогов будет состоять из двух частей: оклада и стимулирующей добавки. Причем именно стимулирующая часть будет существенно увеличена. Решающее значение придается участию общественности – большую часть доплат будет присуждать совет школы. Чтобы не ввергнуть школы области в хаос, переход пройдет постепенно, до 2009 года. При этом реальный заработок учителей будет ежегодно увеличиваться на 20 процентов.

Председатель комитета по науке и образованию Сергей Худяков поинтересовался у докладчика –  когда первые районы области перейдут на новую систему оплаты? По мнению Александра Флека, логично было бы начать с нового бюджетного года. Но пока дата начала переход не определена.

«А как сами учителя относятся к ожидающимся нововведениям?» - продолжает задавать вопросы Сергей Худяков. По словам Александра Флека, в школах Новосибирска, в которых в порядке эксперимента внедрили новую систему, ее встретили «на ура». По мнению же заместителя председателя облсовета Владимира Карпова, отменять единую тарифную сетку следует осторожно, особенно накануне выборов в Госдуме. В Тюмени, где внедрили новую систему оплаты труда, масса преподавателей ушла из школ, возникли тяжелые конфликты в учительском сообществе.

Депутат Вера Ганзя выразила уверенность, что сегодня лишних людей в школах нет. И добавила, что не нужно ничего нового изобретать: и сейчас в руках директора школы есть премиальный фонд, существует поощрение учителей, ученики которых побеждают в олимпиадах и успешно сдают экзамены.

Подводя итог, Сергей Худяков отметил, что в ходе обсуждения стали ясны предлагаемые подходы разработчиков к решению проблемы оплаты учительского труда. Комитет по науке и образованию приял сообщение Александра Флека к сведению.