20.03.07, 04:00

Трудная школа управления

15-16 марта в Новосибирске прошло очередное заседание Координационного совета по местному самоуправлению.

Он создан и действует при содействии полномочного Представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе, Совета законодателей округа, межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Возглавляет этот консультативный орган председатель Новосибирского областного Совета депутатов Алексей Беспаликов.

В работе Координационного совета приняли участие руководители ассоциации «Сибирское соглашение», работники аппарата полпреда Президента РФ в СФО, депутаты Новосибирского областного Совета, главы муниципальных образований – представители всех субъектов Сибирского федерального округа. Главным вопросом повестки дня было обсуждение проблемы создания комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований и формирования экономических советов и бизнес-сообществ в муниципальных образованиях.

Предваряя дискуссию на пленарном заседании, Алексей Беспаликов подчеркнул, что местное самоуправление только начинает преодолевать проблемы своего развития. Поэтому очень важен опыт, который имеется в регионах. А начинать надо с грамотного, комплексного планирования своих территорий, осуществляемого в тесном сотрудничестве с исполнительными органами субъектов Федерации – таким был лейтмотив приветственного письма губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского, которое зачитал Алексей Беспаликов.

УЧИСЬ У СОСЕДА!
Опыта действительно оказалось немало. Глава Кожевниковского района Томской области Александр Емельянов рассказал о том, что район вносит значительный вклад в обеспечение населения продовольствием, несмотря на то, что он – самый маленький район  в области. Секрет – в научном подходе к развитию экономики. Администрация муниципального образования заключила договор с учеными, создала совет стратегического развития района. Совместно был разработан план социально-экономического развития территории. Он прошел предварительную «обкатку» на публичных слушаниях во всех поселениях, а затем утвержден областной Думой. Результат не замедлил сказаться на увеличении производства сельхозпродукции, росте заработной платы, решении социальных проблем. В завершение выступления Александр Емельянов подчеркнул, что для достижения успеха необходимы два условия: наличие реальной цели, сформулированной в конкретной программе, и наличие команды, которая могла бы обеспечить реализацию этой программы.

На последний довод тут же последовала ремарка из зала: «избранные руководители муниципальных образований не знали – куда и зачем пришли». Прежде надо преодолеть некомпетентность местных руководителей, которые не знают азов экономики.

Ситуация, как оказалось, характерна для многих муниципальных образований. Но не для Бердска. Глава этого города Александр Терепа рассказал, что развитие территории проходит на основе плана социально-экономического развития. А сейчас готовится программа на период 2008-2020 годов. В разработке и обсуждении этого документа принимают участие совет директоров, общественные организации, представители малого и среднего бизнеса. Проводится анкетирование населения, организуются публичные слушания. Итог этой работе подведет сессия Совета депутатов.

Таким образом, отмечалось на заседании, и опыт сельского муниципального образования, и опыт городского подводят к единому выводу: решение социально-экономических проблем территорий возможно только при наличии генеральных планов и схем развития. Во многих же муниципальных образованиях их нет, и создавать их надо централизованно.

Подводя итог пленарному заседанию, Алексей Беспаликов в заявлении для прессы отметил:

– Этой работой Координационный совет занимается уже второй год, и нам удалось добиться заметных результатов. Во-первых, совместно с ассоциацией Сибирское соглашение и с аппаратом полномочного Представителя Президента в СФО мы разработали методику подготовки планов: на один год, среднесрочные на 3-5 лет и стратегические, на долгосрочную перспективу. Главы всех муниципальных образований получили образцы, формы этих планов. Разработали также несколько учебников – методических пособий под общим названием «Управляем сами». На сегодняшний день вышло двенадцать таких пособий. Кроме того, в каждом субъекте Федерации определен пилотный район. За ними потянулись другие.

В этом году все муниципальные районы должны завершить разработку планов социально-экономического развития своих территорий. Они пройдут публичные слушания, их утвердят представительные органы местного самоуправления. Таким образом, это будет документ, который следующий избранный глава муниципального образования отменить не сможет. Тогда и станет возможной преемственная, содержательная работа над реализацией проекта. Координационный совет не навязывает какие-то типовые планы. Каждый район должен составлять их с учетом своей специфики, сложившихся производственных отношений, климатических условий и т.д.

К примеру, в Маслянинском районе многие с недоверием отнеслись к заготовке дикоросов. А глава района организовал работу приемных пунктов, поставил холодильники. И работа пошла! Другое нестандартное решение – строительство горнолыжного курорта. Я предложил членам Координационного совета побывать там, – добавил Алексей Акимович.

Он дал высокую оценку и выступлению главы Бердска Александра Терепы. В этом городе буквально за год сдано несколько серьезных объектов. Среди них – два спортивных. Ледовый Дворец с искусственным льдом, стадион на тысячу человек, где могут проводить тренировки и соревнования по хоккею, фигурному катанию и т.д.

– Все это достигнуто, – подчеркнул Алексей Беспаликов, – благодаря грамотному планированию. Если есть комплексный план развития городов и муниципальных поселений – это здорово. Совет примет решение по комплексному планированию. Установим сроки выполнения постановления. Документ получат  все муниципальные образования. Наша задача – оказывать методическую помощь. Главное – Координационный совет разрабатывает методики, структуры, формы, организует распространение передового опыта. Это школа, обучение. У нас нет сейчас такого органа, который мог бы всех собрать и научить – как правильно вести планирование. А главы районов – это практики, вот и надо использовать их передовой опыт, обогащая его экономическими знаниями.

– У тех, кто сегодня выступил на заседании, – подчеркнул Алексей Беспаликов, – есть особый опыт, которого нет у других. Выступает, к примеру, глава района и говорит: «У нас налоговый потенциал возрос в полтора раза,  повысилась производительность труда, доходы населения увеличились на 38-40 процентов». Этот показатель выше, чем в среднем по СФО. Именно поэтому Координационный совет будет всячески распространять опыт управления территориями.

ГДЕ ВЗЯТЬ ЭКОНОМИСТА ДЛЯ ДЕРЕВНИ?
Впрочем, совет не намерен ограничиваться функцией пропагандиста чьих-то достижений. Он учитывает реальную ситуацию в муниципальных образованиях, которая довольно противоречива. К примеру, в Новосибирской области 490 муниципальных образований. На их фоне, конечно, выгодно выделяется тот же Бердск, который стал бездотационным. Он сам зарабатывает на решение своих проблем, потенциал его постоянно растет. Там и численность населения стала увеличиваться. А есть муниципальные образования, в которых проживает 200-300 человек. Там есть глава, у него несколько специалистов, которые зачастую не имеют специального образования. Какой план они могут подготовить? Поэтому Координационный совет ставит перед главами муниципальных районов, администрацией области вопрос об оказании помощи таким муниципальным образованиям. Необходимость такой поддержки председатель совета последовательно отстаивал и в ходе дискуссии на пленарном заседании.

– В Потюкановском сельсовете, – привел пример Алексей Беспаликов, – всего три деревни с населением 145 человек. Там никакого бизнес-сообщества нет и быть не может. Мы с трудом смогли там найти не только главу – а бухгалтера, чтобы считать умела на счетах хотя бы. Вдумайтесь:145 человека в трех деревнях! А в законе о местном самоуправлении записано: муниципальные образования в количестве тысячи человек, доступность администрации – в пределах пешей доступности в течение одного дня. А вот там, в Потюкановском сельсовете, человек будет идти до сельсовета неделю. Так что проблемы есть, и нужны корректировки законодательства…

Впрочем, темой планирования разговор не ограничился. Кадровая проблема заключается не только в дефиците компетентных специалистов на местах. Мину замедленного действия заложил закон о местном самоуправлении, учредив два властных поста в одном муниципальном образовании.

            – Практически во всех районах, – констатировал Алексей Беспаликов, – конфликт между главой муниципального района и главой райцентра. Новосибирская область первой столкнулась с этой проблемой. Практически единогласное мнение глав муниципальных районов: возглавляемый ими муниципальный район – надуманный уровень. Это должен быть уровень государственной власти. У нас имелось 453 муниципальных образования, а все районы были территориальными органами государственной власти. Нас заставили их ликвидировать, и мы получили конфликтные ситуации.

Далеко не все прозвучавшие на пленарном заседании проблемы нашли отражение в итоговом документе – он был бы тогда слишком объемным. Сформулировали решение непосредственно по повестке дня. Совет рекомендовал обеспечить единство планово-программных документов для всех муниципальных образований. Им должна быть оказана методическая помощь в разработке планов социально-экономического развития своих территорий. Начиная со следующего года, предстоит работать уже на основе таких планов. Совет рекомендовал также главам администраций субъектов Федерации СФО организовать системное обучение кадров муниципальных образований всех уровней основам планирования и экономики.

ДЕРЗАТЬ НЕ ВРЕДНО…
Члены Координационного совета смогли еще раз убедиться, что от личности руководителя муниципального образования и надежности его команды зависят судьбы жителей поселения или района. Можно списывать все беды на нехватку финансирования, на областные и федеральные власти, которые, дескать, бросили провинцию на произвол судьбы. А можно, вопреки всему, искать и находить варианты решения самых трудных и годами не решаемых проблем. Наглядным подтверждением тому, что самые дерзновенные планы могут быть воплощены даже в сельских районах, стало посещение на следующий день Маслянинского района. Члены Координационного совета побывали в детском юношеском спортивном клубе физической подготовки «Олимпиец», в спортивном комплексе, в Доме культуры , в отделе ЗАГС и не скрывали, что завидуют белой завистью маслянинцам. А хозяева подчеркивали: ничего удивительного, надо только грамотно все спланировать и привлечь средства и ресурсы местных предприятий.

В свою очередь, муниципальная власть позаботилась о том, чтобы такие предприятия появились, окрепли и успешно работали на благо района и его населения. Так, в районе организовали агрохолдинг, который объединил и тех, кто обрабатывает землю, и тех, кто выращивает на ней продукцию, и тех, кто заготавливает так называемые дикоросы. Под его крышей уживаются и муниципальные предприятия, и частные. Работают прибыльно, платят налоги, имеют хорошую перспективу развития. Кирпичный завод, основная продукция которого всегда пользовалась спросом, не живет только старым багажом – здесь постоянно расширяют ассортимент. Гости побывали на нескольких предприятиях и убедились: так оно и есть на самом деле.

Заседание Координационного совета в этот день проходило под впечатлением своеобразной экскурсии. Глава района Вячеслав Ярманов и председатель районного Совета депутатов Людмила Ишимова не стали утомлять гостей цифрами достижений в экономике и прочих отраслях. Они сконцентрировали внимание на главном – на опыте разработки программ, интересных для инвесторов, на разъяснительной работе среди населения по привлечению кредитов для развития подсобных хозяйств, на том, как обеспечено развитие муниципальных предприятий. В поселке активно ведется жилищное строительство. И в нынешнем году оно значительно возрастет. Прежде всего – за счет того, что администрация подготовила три строительных площадки, к которым на бюджетные средства будут подведены необходимые инженерные коммуникации.

Это далеко не полный перечень того, что гости смогли позаимствовать у маслянинских коллег. И все же, когда Вячеслав Ярманов сказал, что буквально за год был построен еще и горнолыжный курорт, кое-кто с сомнением покачал головой. Поэтому от приглашения побывать там никто не отказался. И не разочаровались. Оглядывая горнолыжную трассу, подъезды к ней, уютные домики, придирчиво допытывались: на какие деньги все это удовольствие соорудили? Хозяева отвечали: привлекли инвесторов, которых заинтересовали выгодными предложениями. Это был продуманный, расчетливый риск, и поэтому он оправдался.

– Откровенно скажу: сначала я не верил, – признался журналистам председатель областного Совета депутатов Алексей Беспаликов. – Когда Ярманов еще работал директором кирпичного завода, и мне показали предприятие, я был поражен увиденным: организацией быта, культурой производства; чего стоят только клумбы вокруг здания. Но когда он начинал работать главой района, пришел ко мне и сказал, что у них будет курорт горнолыжный, я не поверил. Посчитал за прожектерство. А курорт – вот он, работает! И будет развиваться.

– Иногда главы районов,– продолжил Алексей Беспаликов,– пытаются показать то, чего на самом деле нет: говорят об инвестиционной привлекательности, рассказывают о несбыточных мечтах. Здесь другое дело. Здесь все реализуется. Все, что хотели, получается. Может, благодаря энергии главы администрации. Но, скорее, благодаря стечению нескольких обстоятельств. Пришел два года назад новый глава администрации, работавший ранее директором кирпичного завода. Не все верили, что у него получатся преобразования в масштабе района. Но люди увидели, что он способный организатор, умелый руководитель, работающий на благо района. Примечательная деталь: на сессии районного Совета представители различных партий, забыв о своих разногласиях, единогласно голосуют за начинания главы администрации. Это говорит о доверии к нему. Я вижу такое отношение к нему и ветеранов, и молодежи.

Надеюсь, что все планы, которые утверждены районным Советом, будут реализованы. Глядя на этот пример, и другие главы подтянутся, у них появится уверенность в своих силах и получится то, о чем говорил Президент – мы сможем выполнить национальные проекты.

– Кстати,– добавил Алексей Беспаликов,–  еще об одном проекте глава района не сказал. Здесь строится прекрасный Дом ветеранов. Подобного нет в Новосибирской области. В Маслянино работает фанерный завод, продукция которого поставляется во все субъекты Сибири и Дальнего Востока, в европейскую часть России. Примечательная особенность района – здесь при главе создан совет по инвестициям. Работает он эффективно: последнее время возникли интересы инвесторов на сумму в шесть миллиардов рублей. Огромный размер для такого маленького района с населением в 26 тысяч человек…

Можно безошибочно утверждать – еще один урок управления, организованный Координационным советом, состоялся. Но вместе с этим многие убедились: школа эта трудная, учиться в ней предстоит долго и упорно. А конечный результат зависит от желания учиться, способности осваивать новое и твердой веры в достижение цели.

Теги:  Актуально