17.06.15, 03:00

Решать проблемы избирателей – по-новому

Депутаты Законодательного cобрания Новосибирской области готовятся к предстоящим выборам. В эти дни на заседаниях всех комитетов регионального парламента рассматривается проект нового Закона «О наказах избирателей депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области».

Новосибирские депутаты еще в 2000 году одними из первых в стране приняли закон о наказах избирателей. Через три года ему на смену пришел закон №141-ОЗ «О наказах избирателей и обращениях граждан», который устанавливает порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации в управлении делами государства и общества посредством наказов избирателей и обращений граждан к депутатам законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в Новосибирской области.

Наказы избирателей стали действенным инструментом в решении насущных проблем жителей региона. Ежегодно законодатели принимают план реализации наказов. Заслушивают отчеты об исполнении наказов. Так, при формировании наказов нынешнего созыва депутаты получили просьб и обращений на общую сумму порядка 60 млрд. рублей. На их реализацию из областного бюджета было затрачено более 25 миллиардов рублей. Десятки наказов выполнены за счет организационных мероприятий. Конечно, существуют и такие, которые в силу объективных причин, прежде всего, дефицита финансов, не были выполнены. Есть сложность и в финансировании наказов, данных избирателями муниципальных образований. Муниципальная власть – самостоятельна и независима, обладает собственными полномочиями и соответствующим бюджетом, в котором, однако, не всегда есть средства на реализацию наказов. Именно поэтому в ходе работы пятого созыва Законодательного собрания депутаты поднимали вопрос о сложностях выполнения наказов в Новосибирске.

Задача законопроекта «О наказах избирателей депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области», одобренного правительством региона – повысить эффективность реализации наказов избирателей в изменившихся условиях формирования областного бюджета. На это обратил внимание первый заместитель председателя Законодательного собрания, член фракции «Единая Россия» Сергей Титков: «Сегодня в бюджете Новосибирской области вы не найдете объектов, – стадионов, больниц, детских садов, школ, которые строились, как это было раньше, в том числе – и по наказам избирателей. Ситуация изменилась: бюджет формируется по программно-целевому принципу. Теперь эти объекты – наказы избирателей депутатам – перечислены в государственных и ведомственных целевых программах, где указаны источники финансирования и сроки исполнения. Напомню, наказ должен соответствовать плану социально-экономического развития области, его реализация должна быть обеспечена бюджетом. Вот тогда наказ получает жизнь. Считаю, что внесенный законопроект своевременный и жизнеспособный. Потому целесообразно принять его в преддверии новой предвыборной кампании, когда будут формироваться наказы избирателей».

Законопроект четко определяет полномочия органов государственной власти в реализации наказов избирателей. Любая проблема регионального уровня связанная со здравоохранением, образованием, строительством спортивных объектов, дорог областного значения, развитием газификации, обеспечением питьевой водой, поддержкой сельскохозяйственного производства, социальной поддержкой – может приобрести статус наказа избирателей депутату Законодательного Собрания.

«Принципиальным отличием нового законопроекта от существующего является исключение из перечня той группы наказов, которые финансируются исключительно из местного бюджета, – отметил заместитель председателя комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, член фракции "Единая Россия" Валентин Сичкарев. – Депутат Законодательного собрания не имеет возможности их исполнить, поскольку решить эти проблемы вполне реально на местах представителями местных властей, депутатами местных советов. Поэтому статус наказа депутату Законодательного собрания распространяется на две другие группы наказов: те, что финансируются исключительно из областного бюджета, и те, что реализуются за счет средств областного и местных бюджетов через предоставление муниципалитетам субсидий. При этом задача депутата Законодательного собрания состоит в возможности «пролоббировать» интересы своих избирателей, добиться включения наказа в госпрограмму, соединения средств местной и областной власти, распределяемых на условиях софинансирования», – считает парламентарий. Законодатель подчеркнул, что «роль депутата – выступать своеобразным «мостиком» между уровнями власти в ходе решения проблем избирателей».

По мнению члена фракции КПРФ Вадима Агеенко, существующие проблемы заключаются в практике реализации наказов: «Действующий закон позволяет финансировать наказы во взаимодействии с муниципальными органами власти. У нас есть программа реализации наказов избирателей депутатам Заксобрания. За госпрограммами идут бюджетные деньги, которые поступают в муниципалитеты, и наказы, таким образом, можно выполнить. Мы знаем, как сегодня формируются наказы. Берется план работы на 5 лет, из него выписываются крупные объекты. Они автоматом входят в наказы и выполняются. А люди желают, например, асфальтировать дорожку, убрать старые деревья, благоустроить детскую площадку, крышу отремонтировать. Закон должен быть написан и под «маленькие» наказы», – считает Вадим Агеенко.

«В законе речь идет именно о наказах избирателей. Ранее говорилось и об обращениях, – дополняет лидер фракции ЛДПР в Законодательном собрании Владислав Савельев, – Строительство небольших объектов, разовую целевую поддержку людям можно осуществить и за счет средств так называемых «депутатских фондов». Законом четко определяется, что наказ должен быть обсужден на собрании граждан в составе не менее 25 человек, где избирается председатель, секретарь, должен вестись протокол и подсчет голосов. За наказ должны проголосовать не менее 50% пришедших на сход избирателей. Получается, наказ – это то, что нужно большинству. И очень важно, что при формировании бюджета приложением будут идти наказы. То есть, если бюджет секвестируют, то и и наказы сокращают, поэтому нельзя будет снять наказ с исполнения без рассмотрения вопроса на сессии».

По мнению депутата фракции «Справедливая Россия» Игоря Умербаева, внесенный законопроект должен систематизировать работу с наказами: «Идет большая формализация самого процесса принятия и реализации наказов. Сторонники закона говорят: это хорошо – возникают повышенные требования, большая ответственность всех участников процесса. Но есть и другое мнение: процесс все больше формализуется, заорганизовывается. И возникают дополнительные лишние сложности уже по процедуре. Практика покажет, какая позиция более правильная».

В ходе обсуждения на комитетах многие депутаты вносили свои предложения по совершенствованию законопроекта о наказах. Часть из них переданы в профильный комитет и найдут свое отражение в окончательном тексте документа. Проект закона будет вынесен на рассмотрение очередной, 58 сессии, Законодательного собрания. Парламентарии намерены рассмотреть его в двух чтениях с тем, чтобы в ходе предстоящей выборной кампании наказы избирателей формировались по новому закону, а программа выполнения наказов избирателей была включена в бюджет 2016-го и последующих годов.

Теги:  Актуально