05.04.16, 03:00

Законодатели рассмотрели новый порядок избрания глав и депутатов муниципальных образований

Сегодня, 5 апреля, на депутатских слушаниях, состоявшихся в Законодательном собрании, депутаты рассмотрели проект закона Новосибирской области "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Новосибирской области "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области". Поправки в закон вносятся в соответствии с федеральным законодательством и устанавливают возможность выбора органами местного самоуправления вариантов избрания главы поселения и представительного органа.

Как пояснила депутатам министр юстиции Новосибирской области Наталья Омелехина, проект закона разработан в соответствии с правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации. В Постановлении №30-П Конституционного суда отмечено, что законом субъекта РФ могут быть установлены как альтернативные, так и единственно возможные варианты порядка формирования представительных органов муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением, порядка избрания глав муниципальных районов, городских округов, а в отдельных случаях – городских поселений. В случае установления законом субъекта РФ единственно возможного порядка формирования представительного органа и порядка избрания главы для отдельных муниципальных образований, необходимо закрепить критерии отбора таких муниципальных образований региональным законом. Кроме того, не допускается установление законом субъекта РФ единственно возможного варианта избрания глав городских и сельских поселений, а также вхождение в состав представительного органа глав поселений из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам проведенного конкурса. Наталья Омелехина напомнила, что в районах Новосибирской области формирование представительного органа проводится путем избрания на муниципальных выборах. Исключение составляют лишь три района – Барабинский, Карасукский и Усть-Таркский, где представительные органы состоят из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов, избираемых из состава представительных органов поселений. Глава поселения может избираться на муниципальных выборах, из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, из состава представительного органа – вариант проведения выборов устанавливается органом местного самоуправления.
По мнению председателя президиума Совета муниципальных образований Новосибирской области, главы Карасукского района Александра Гофмана, предлагаемые поправки соответствуют требованиям сложившейся ситуации. Выступивший на слушаниях координатор Совета по взаимодействию Законодательного собрания с представительными органами муниципальных районов и городских округов, председатель Совета депутатов Искитимского района Александр Рукас считает важным что принимаемые поправки дают право муниципальным образованиям самим выбрать лучший вариант выбора главы: «В Искитимском районе за один созыв прошли 12 выборов глав муниципальных образований. В одном поселении выборы проходили 4 раза за 5 лет, и это были прямые выборы главы. Население просто устало».
Депутат Законодательного собрания Иван Мороз убежден, что необходимо устанавливать квалификационные требования для кандидатов на пост главы поселений: «Почти треть из выбранных глав после года работы просят освободить их от выполнения этих обязанностей, поскольку не представляли объема требуемой работы», - пояснил свою позицию Иван Мороз. Кроме того, по мнению законодателя, необходимо пересмотреть статус муниципальных образований с небольшим – 200-300 человек – количеством жителей, проводить их укрупнение, а в маленьких поселениях устанавливать должность «старосты» с соответствующим денежным содержанием. Это предложение поддержал и заместитель председателя комитета Законодательного собрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Евгений Смышляев.
По мнению депутата Владимира Карпова, местное самоуправление должно выражать интересы местного сообщества. Принятие изменений в закон не только расширяет возможности самоуправления, но возлагает на него значительную часть ответственности за свою деятельность.
Подводя итоги депутатских слушаний, председатель комитета Законодательного собрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Александр Терепа отметил, что система выборов глав и представительных органов в муниципальных районах и поселениях Новосибирской области во много отражает складывающиеся реалии, обусловленные экономическими, демографическими, географическими и другими факторами. «Рассмотрев проект закона Новосибирской области "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Новосибирской области "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области" участники депутатских слушаний рекомендуют Законодательному собранию принять предлагаемые поправки в Закон Новосибирской области, областному правительству оказать методическую поддержку органам местного самоуправления по разработке изменений уставов муниципальных образований, муниципальным образованиям внести необходимые поправки в уставы», - предложил Александр Терепа. За это решение депутаты проголосовали «единогласно».
Решения депутатских слушаний будут учтены при рассмотрении вопроса на заседании профильного комитета Законодательного собрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению, а также сессией областного парламента. Выступая перед журналистами, Александр Терепа отметил, что если проект закона пройдет первое и второе чтение в установленные сроки, выборы в муниципальных образованиях, там, где они намечены на осень 2016 года, пройдут в соответствии с внесенными поправками.