14.09.16, 04:00

Добиться исполнения законов: мониторинговые группы продолжат свою работу

Региональные представители четырех федеральных мониторинговых групп «Родная земля», «Живой лес», «Зеленый щит» и «Честная цена» подвели итоги анализа четырех значимых федеральных законов. Полученные в Новосибирской области результаты будут включены в итоговый доклад Президенту Российской Федерации Владимиру Путину.

Мониторинговые группы были созданы летом текущего года в целях анализа и проработки особо значимых для общества федеральных законов: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов»; «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании в соответствии с целевым назначением или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации».

Как сообщил на итоговой пресс-конференции заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Валерий Ильенко, толчком к работе мониторинговых групп стала встреча 14 июля Президента России Владимира Путина с руководителями фракций Госдумы. «Было принято решение взять под контроль четыре социально значимых закона для того, чтобы определить, как работают законодательные механизмы. Через пару дней четыре региональные мониторинговые группы были созданы в Новосибирской области. Общее направление по проведению и мониторингу этих законов возглавил заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков. Группы работали в ежедневном режиме, постоянно находились в контакте. Задача мониторинговых групп заключалась не в выявлении нарушений, а в анализе исполнения законов, нахождении механизмов взаимодействия для их выполнения», - отметил Валерий Ильенко во вступительном слове.

Руководитель региональной мониторинговой группы «Честная цена» Екатерина Болдырева отметила, что главной задачей было найти пути взаимодействия между торговыми сетями, производителями и исполнительной властью: «Закон затрагивает каждого, потому что каждый из нас заинтересован покупать качественные продовольственные товары по доступной цене. Этот закон касается не только федеральных торговых сетей, но и региональных. Новосибирск здесь очень показателен, потому что в нашем регионе представлены абсолютно все федеральные сети и в наибольшем объеме региональные торговые сети».

По словам Екатерины Болдыревой, за 1,5 месяца была выполнена вся дорожная карта, предложенная федеральной группой: «Были проведены круглые столы с участием сельхозпроизводителей, торговых сетей, проведены рейды в торговые сети «Сибирский Гигант», «Лента». Мы посетили социальную ярмарку. Смотрели все: выкладку товара, наличие ценников. Оценивали, хорошо ли представлен на прилавках товар местных производителей. Закон, в первую очередь, предусматривает поддержку именно их. Пока руководители торговых сетей ведут себя настороженно. На вопросы, какова торговая наценка, мы конкретных ответов пока не получили. В дальнейшем, я думаю, мы и такие вещи сможем проверять. Закон также касается составления договоров между торговыми сетями и производителями. Сейчас у них эта работа только началась. Будем отслеживать регламентированную наценку между сетями производителями», - подчеркнула руководитель группы «Честная цена».

«Спрос на земли сельхозназначения должен возрасти», - убежден руководитель мониторинговой группы «Родная земля», председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Олег Подойма. Сегодня объемы неиспользуемых земель в области порядка 860 тысяч гектар. По оценке мониторинговой группы работа по вовлечению неиспользуемых земель в оборот недостаточна как со стороны правительства, так и муниципальных образований. «Мы говорим, что есть проблема с наполнением бюджета муниципальных образований, в то же время на их территории есть земли, с которых не собираются налоги. При этом на владельцев земель сельхозназначения, которые ненадлежащим образом используются или вообще не используются, Россельхознадзор имеет право наложить штраф до 200 тысяч рублей. И все эти деньги должны идти в муниципальное образование. Муниципальные образования должны, в том числе мониторить ситуацию и формировать нормальный инвестиционный климат, предлагая потенциальным инвесторам те земельные участки, которые на сегодняшний момент не используются», - отметил депутат. Олег Подойма выразил позицию мониторинговой группы: нельзя растягивать работу по мониторингу неиспользуемых земель. «Мы не ставим для себя цели ввести в оборот 860 тыс гектар, но если решится на первом этапе вопрос введения в оборот даже 5% - это 40000 гектар, это уже результат. Наша задача - создать условия, чтобы каждое муниципальное образование, где есть такие земли, смогло подготовить инвестиционное предложение, которое привлечет инвестора и позволит ему оперативно инвестировать деньги, результатом чего станут новые рабочие места, налоги», - подчеркнул Олег Подойма.

Руководитель мониторинговой группы «Зеленый щит», председатель комитета Законодательного собрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Александр Терепа доложил о перспективах и проблемах развития лесопарковых «зеленых поясов» вокруг Новосибирска и других муниципальных образований региона, развитие которых – одна из основных задач изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды». «Введение новых статей и поправок существенно повысило возможности населения в создании особо охраняемых территорий в населенных пунктах и вокруг них. Проблема продиктована большим количеством обращений и даже конфликтных ситуаций, связанных с использованием и сохранением зеленых насаждений в границах населенных пунктов. Рабочая группа оценила состояние в городе зеленых зон, оценила меры, применяемые органами местного самоуправления с участием общественников, к формированию особо охраняемых природных территорий. Данные, представленные кадастровыми службами, министерствами сельского хозяйства, департаментом лесного хозяйства, департаментом природных ресурсов, были сведены в так называемый социально-экологический паспорт региона, который позволяет мониторить проблему, начиная от исходных позиций - на будущее». По мнению Александра Терепы, новый закон, вступающий в силу с 1 января 2017 года, обеспечивает законодательную основу создания вокруг населенных пунктов «зеленого пояса». «Новизна подхода в том, что любая инициатива по созданию «зеленых поясов» должна пройти обсуждение в региональной общественной палате. После этого ее решение утверждает областной парламент. В дальнейшем специальный уполномоченный орган, который должен быть создан на территории муниципального образования, определяет границы и дает соответствующие юридическое закрепление всем этим решениям», - акцентировал Александр Терепа.

Руководитель региональной мониторинговой группы «Живой лес», член комитета Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Олег Мирошников отметил, что поправки в Лесной кодекс направленны на усиление контроля за вырубкой леса: от момента среза в лесу до момента отправки конечному потребителю. «Система ЕГАИС, которая вводится с 1 марта 2017 года, вызвала массу вопросов у профессиональных участников рынка. Спилив древесину, необходимо сразу же вносить поправки в ЕГАИС с указанием всего маршрута перемещения древесины: транспортировка, перевозка, продажа. Многие руководители леспромхозов задались вопросам, как они это будут делать, исходя из того, что лесу, в тайге не работают ни телефоны, ни Интернет».

По словам Олега Мирошникова, опасение лесопользователей вызвало и введение такого понятия, как аэрофотомониторинг с беспилотных аппаратов, позволяющих при помощи камер фиксировать количество вырубки леса: «На сегодняшний день ни у кого нет беспилотников. Даже тот лес, который будет вырубаться для собственных нужд, тоже попадает под аэрофотоотчеты. Кто это будет делать, за чей счет пока неизвестно», - заявил депутат.

Нашла мониторинговая группа и несовершенство в областном законодательстве. «Вырубается лес для собственных нужд по цене 64 рубля 25 копеек – это спелая деловая древесина, которая тут же на корню перепродается. Связано это с тем, что бесконтрольно выдаются разрешения на индивидуальное частное строительство, при этом на те объемы, которые таким образом вырубаются на территории Новосибирской области уже можно было построить целые города деревянного зодчества. По факту актов ввода в эксплуатацию таких домов не производится. Руководители леспромхозов обеспокоены этой тенденцией. Лес вырубается за бесценок, никакие налоги не платятся, бюджет теряет доходы».

Подводя итог Сергей Титков отметил, что работа мониторинговых групп должна быть продолжена: «У нас очень большая страна: от Калининграда до Камчатки. Любой закон взять, есть особенности его применения на каждой территории. Даже в Новосибирской области – есть лесные районы, есть степные. В каждой мониторинговой группе были специалисты наших министерств, ведомств, эксперты, общественность, участвовали в нашей работе федеральные структуры. Все четыре мониторинговых группы отработали качественно, мы собрали и направили наши предложения в федеральную мониторинговую группу. Обратная связь есть. Мониторинговые группы не нужно распускать, нужно дальше работать, этот опыт необходимо использовать не только для проработки этих законов, но и последующих».

Теги:  Актуально