ИТОГИ 42 СЕССИИ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ

25 февраля 2010 года состоялась 42 сессия Новосибирского областного Совета депутатов, на которой было принято 15 законов Новосибирской области и 3 законопроекта в первом чтении.

I

Законом Новосибирской области «О поправках к Уставу Новосибирской области», внесенным группой депутатов Новосибирского областного Совета депутатов, уточняются нормы, устанавливающие ограничения на замещение должности Губернатора Новосибирской области. Так, Губернатор Новосибирской области не может замещать государственные должности Новосибирской области, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы. Ограничения, установленные частью 4 статьи 27 Устава Новосибирской области, не применяются в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации.
Законом уточняются полномочия Губернатора Новосибирской области по формированию административных комиссий, прекращению их полномочий, назначению членов административных комиссий и прекращению их полномочий, а также полномочия администрации Новосибирской области по утверждению стратегии социально-экономического развития Новосибирской области, плана социально-экономического развития Новосибирской области, долгосрочных целевых программ Новосибирской области, одобрению прогноза социально-экономического развития Новосибирской области, установлению порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области.
Согласно изменениям, полномочия органов государственной власти Новосибирской области по взаимодействию органов государственной власти Новосибирской области с Советом муниципальных образований Новосибирской области определяются законом Новосибирской области в соответствии с федеральным законом.
В новой редакции изложена статья 59, регулирующая вопросы экономической основы местного самоуправления, согласно которой:
«1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
2. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
3. Составление, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных федеральным и областным законодательством».
Законом внесены и иные изменения.

Законом Новосибирской области «О поправках к Уставу Новосибирской области» в целях приведения в соответствие с требованиями федерального законодательства изменяется порядок вступления в должность Губернатора Новосибирской области, порядок назначения временно исполняющего обязанности Губернатора Новосибирской области.
В целях создания Правительства Новосибирской области в тексте Устава Новосибирской области устанавливается статус Правительства Новосибирской области, структура и порядок его формирования, а также статус администрации Губернатора и Правительства Новосибирской области, полномочия администрации Новосибирской области закрепляются за Правительством Новосибирской области.
Согласно статье 44:
«1. Правительство Новосибирской области состоит из Председателя Правительства Новосибирской области, первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области, заместителей Председателя Правительства Новосибирской области, а также иных членов Правительства Новосибирской области.
2. Правительство Новосибирской области формируется Губернатором Новосибирской области в соответствии с настоящим Уставом и законом Новосибирской области.
Распределение полномочий между первым заместителем Председателя Правительства Новосибирской области, заместителями Председателя Правительства Новосибирской области и иными членами Правительства Новосибирской области осуществляется Губернатором Новосибирской области.
3. Должности первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области, заместителей Председателя Правительства Новосибирской области и иных членов Правительства Новосибирской области являются государственными должностями Новосибирской области, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Новосибирской области».
Для обеспечения деятельности Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области и организации контроля за выполнением решений, принятых Губернатором и Правительством Новосибирской области, образуется администрация Губернатора и Правительства Новосибирской области.

Согласно Закону Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2010 год»  прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме составит 66 321 203,1 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 15 410 814,3 тыс. рублей, из них объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 13 679 213,7 тыс. рублей; общий объем расходов областного бюджета в сумме 71 135 161,4 тыс. рублей; дефицит областного бюджета в сумме 4 813 958,3 тыс. рублей.
Законом внесены и иные изменения.

Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О местном референдуме в Новосибирской области»  уточняются нормы, регламентирующие условия и порядок предоставления эфирного времени и печатной площади для информирования участников референдума, проведения агитации по вопросам референдума в ходе проведения местных референдумов в Новосибирской области.
С целью устранения пробела в правовом регулировании и согласования с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации Законом установлена  обязанность муниципальной комиссии референдума по перечислению неизрасходованных денежных средств, полученных из местного бюджета на подготовку и проведение местного референдума, на единый счет местного бюджета до представления данной комиссией финансового отчета в представительный орган муниципального образования.

Аналогичные изменения внесены Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном референдуме Новосибирской области»:

  1. уточнены нормы, регламентирующие условия и порядок предоставления эфирного времени и печатной площади для информирования участников референдума, проведения агитации по вопросам референдума в ходе проведения областного референдума Новосибирской области;
  2. установлена обязанность областной комиссии референдума по перечислению неизрасходованных денежных средств, полученных из областного бюджета на подготовку и проведение областного референдума Новосибирской области, на единый счет областного бюджета Новосибирской области до представления данной комиссией финансового отчета в Новосибирский областной Совет депутатов;
  3. определен срок представления областной комиссией референдума Новосибирскому областному Совету депутатов отчета о поступлении и расходовании средств областного бюджета Новосибирской области, выделенных на подготовку и проведение областного референдума Новосибирской области, а также сведений о поступлении и расходовании средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума и иных зарегистрированных групп участников референдума (не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования результатов областного референдума).

Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области» расширен перечень политических партий, на основе предложений которых в Новосибирской области формируются избирательные комиссии, комиссии референдума различных уровней.
Уточняется возможный количественный состав избирательных комиссий муниципальных образований, устанавливаемый уставом соответствующего муниципального образования, а также устанавливается полномочие территориальной избирательной комиссии направлять свои предложения в представительный орган муниципального образования при формировании избирательной комиссии городского или сельского поселения (за исключением городского округа).
Кроме того, устанавливается порядок назначения представительным органом муниципального образования половины от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений от избирательных комиссий различного уровня, а также регулируется вопрос, связанный с формированием таких предложений.

Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О профилактике наркомании в Новосибирской области» уточняются полномочия Новосибирского областного Совета депутатов, администрации Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении разработки, утверждения и реализации планово-прогнозных документов (долгосрочных и ведомственных целевых программ) в сфере профилактики наркомании.
Также уточняется полномочие областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере образования, по организации отдыха и временной занятости детей.

Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статью 20 Закона Новосибирской области «Об административно-территориальном устройстве Новосибирской области» момент вступления в силу нормы о представлении выписок из генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов для решения вопросов об образовании нового населенного пункта, установлении или изменении границ населенных пунктов, изменении вида и категории населенного пункта, изменении границ муниципальных образований Новосибирской области перенесен с 1 января 2010 года на 1 января 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Одновременно предусмотрено, что в случае наличия утвержденного генерального плана поселения, генерального плана городского округа такие выписки представляются с 1 января 2010 года.

В связи с отсутствием в населенных пунктах жителей, объектов производственного и социально-культурного назначения, водоснабжения и энергоснабжения по инициативе советов депутатов соответствующих сельсоветов приняты Законы Новосибирской области «Об упразднении деревни Петровка муниципального образования Верх-Таркского сельсовета Кыштовского района Новосибирской области», «Об упразднении деревни Новопокровка муниципального образования Большереченского сельсовета Кыштовского района Новосибирской области», «Об упразднении деревни Новоеланка муниципального образования Крутихинского сельсовета Кыштовского района Новосибирской области», «Об упразднении поселка Перебор муниципального образования Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области».

Законом Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по осуществлению денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Новосибирской области наделяются отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по осуществлению денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушеркам, медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным), врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения.
Законом определены виды и наименования муниципальных образований Новосибирской области, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями.
В Законе закреплены права органов местного самоуправления. Так, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право:
«1) на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области;
2) на получение разъяснений и методологической помощи от областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере здравоохранения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;
3) дополнительно использовать собственные финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;
4) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;
5) обжаловать в судебном порядке письменные предписания уполномоченных государственных органов по устранению нарушений, допущенных при осуществлении отдельных государственных полномочий».
В соответствии с Законом органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны:
«1) осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Новосибирской области;
2) обеспечивать эффективное и рациональное использование финансовых средств, выделенных из областного бюджета Новосибирской области на осуществление отдельных государственных полномочий;
3) исполнять письменные предписания уполномоченных государственных органов по устранению нарушений, допущенных при осуществлении отдельных государственных полномочий;
4) представлять областному исполнительному органу государственной власти Новосибирской области, уполномоченному в сфере здравоохранения, необходимую информацию, связанную с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также с использованием выделенных на эти цели финансовых средств».
Кроме того, в Законе определены права и обязанности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, условия и порядок прекращения и приостановления осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; установлены порядок предоставления отчетности органами местного самоуправления об осуществлении отдельных государственных полномочий  и порядок осуществления контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий.

Законом Новосибирской области «О внесении изменения в статью 5 Закона Новосибирской области «О бюджете областного фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год» предусмотрено ежемесячное формирование нормированного страхового запаса Фонда в объеме не более 50 000,0 тыс. рублей для финансирования межтерриториальных расчетов за медицинскую помощь, оказанную гражданам Российской Федерации вне территории страхования по видам, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О защите прав детей в Новосибирской области» определено, что перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, к месту проживания в пределах территории Новосибирской области осуществляется в сопровождении взрослых в порядке, установленном администрацией Новосибирской области.
Перечень учреждений, работники которых осуществляют перевозку между субъектами Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ - интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа и иных детских учреждений, утверждается администрацией Новосибирской области.
Кроме того, Законом полномочие по реализации государственной политики в интересах детей, решению вопросов образования и воспитания, охраны здоровья, социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, содействию социальной адаптации и реабилитации детей, занятости и охраны труда, профилактика безнадзорности и правонарушений, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) отнесено к компетенции администрации Новосибирской области.

II

Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменений в статью 13 Закона Новосибирской области «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области» предусмотрено, что государственные предприятия Новосибирской области подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке в порядке и случаях, установленных федеральным законом об аудиторской деятельности. А также определено, что аудиторская проверка выше указанных предприятий может проводиться по решению департамента, утверждающего аудитора и определяющего размер оплаты его услуг.

Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменений в статью 2 Закона Новосибирской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Новосибирской области» предлагается изменить нормы в целях упрощения их применения при осуществлении заготовки древесины для собственных нужд.

Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Новосибирской области» исключаются положения, регулирующие вопросы определения размера и порядка установления сборов за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а также за ее переоформление, поскольку законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (главой 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации) установлены размеры государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а также порядок ее уплаты.