ИТОГИ 26 СЕССИИ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ

2 октября 2008 года состоялась 26 сессия Новосибирского областного Совета депутатов, на которой было принято 17 законов Новосибирской области и 12 проектов законов Новосибирской области в первом чтении.
Особо следует отметить:

Закон Новосибирской области «Об организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования на территории Новосибирской области» регулирует отношения по организации начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях на территории Новосибирской области.
В законе определяются основные понятия, принципы деятельности органов государственной власти Новосибирской области по организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, государственные гарантии на получение начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, а также финансирование затрат по организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в Новосибирской области;
определяются полномочия органов государственной власти Новосибирской области по организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования:
«К полномочиям Новосибирского областного Совета депутатов по организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования относятся:
1) принятие законов Новосибирской области;
2) утверждение расходов областного бюджета на организацию предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования;
3) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

К полномочиям администрации Новосибирской области по организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования относятся:
1) утверждение областных целевых программ развития начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, профессиональной ориентации учащейся молодежи в Новосибирской области;
2) установление порядка формирования областного задания;
3) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

К полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного на решение вопросов и оказание государственных услуг в сфере образования по организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, относятся:
1) организация переподготовки, повышения квалификации и стажировки мастеров производственного обучения, преподавателей специальных дисциплин государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования Новосибирской области;
2) разработка и реализация областных целевых программ развития начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, профессиональной ориентации учащейся молодежи в Новосибирской области;
3) разработка и реализация ведомственных целевых программ развития начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования;
4) разработка предложений по объему и структуре приёма в государственные образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования Новосибирской области обучающихся за счет средств областного бюджета;
5) содействие трудоустройству выпускников государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования Новосибирской области;
6) осуществление организационно-методического, информационного обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования Новосибирской области;
7) координация деятельности по осуществлению партнерства;
8) управление подведомственными государственными образовательными учреждениями начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования Новосибирской области;
9) осуществление полномочий государственного заказчика по размещению заказа на подготовку специалистов и рабочих кадров, профессиональную переподготовку и повышение квалификации для государственных нужд Новосибирской области;
10) развитие государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования Новосибирской области;
11) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

К полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере труда и занятости населения, по организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования относятся:
1) организация и проведение мониторинга перспективной потребности рынка труда Новосибирской области в специалистах и рабочих кадрах;
2) организация переподготовки, повышения квалификации безработных граждан, проживающих в Новосибирской области, на базе государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования Новосибирской области;
3) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.»;

устанавливаются формы организации предоставления начального профессионального и среднего профессионального образования;
статья 9 определяет содержание и цели мониторинга перспективной потребности рынка труда Новосибирской области в специалистах и рабочих кадрах, статья 10 - правовые основы формирования областного задания на подготовку специалистов и рабочих кадров;
в статье 11 установлены правовые основы развития государственных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования Новосибирской области;
статья 12 регулирует отношения в сфере партнерства в развитии начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Законом Новосибирской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Новосибирской области в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» вносятся изменения в:
Закон Новосибирской области от 15 декабря 2007 года № 175-ОЗ «Об опеке и попечительстве в Новосибирской области»;
Закон Новосибирской области от 15 декабря 2007 года № 176-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству»;
Закон Новосибирской области от 6 декабря 2001 года № 200-ОЗ «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье»;
Закон Новосибирской области от 17 ноября 2006 года № 53-ОЗ «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье»;
Закон Новосибирской области от 4 ноября 2005 года № 335-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по оплате труда приемных родителей»;
Закон Новосибирской области от 12 мая 2003 года № 111-ОЗ «О защите прав детей в Новосибирской области».
По содержанию изменения связаны с исключением из законов нормы, устанавливающей порядок выплаты денежного содержания детям в приемной семье, а также заменой терминов «учреждение» на «организация», «оплата труда» на «вознаграждение», «льготы» на «меры социальной поддержки».
Кроме этого в законе уточняются полномочия отдельных органов государственной власти Новосибирской области в части разработки и утверждения областных целевых программ в сфере опеки и попечительства, осуществления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, согласования представления к награждению знаком отличия «за материнскую доблесть».

Закон Новосибирской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере охраны окружающей среды» разграничивает полномочия органов государственной власти Новосибирской области в сфере охраны окружающей среды Новосибирской области.
«К полномочиям Новосибирского областного Совета депутатов относится:
1) принятие законов и иных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и осуществление контроля за их исполнением;
2) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области».

«К полномочиям Губернатора Новосибирской области относятся:
1) принятие нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды;
2) утверждение перечня должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды области);
3) определение областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере охраны окружающей среды (уполномоченный орган)».

«К полномочиям администрации Новосибирской области относятся:
1) утверждение областных целевых программ в сфере охраны окружающей среды;
2) участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Новосибирской области;
3) введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых природных территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
4) определение порядка осуществления общественного контроля за охраной атмосферного воздуха;
5) определение порядка ведения Красной книги области;
6) определение по представлениям территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
7) введение ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, а также стимулирование производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;
8) утверждение нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
9) введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха;
10) осуществление иных полномочий в сфере охраны окружающей среды».

«К полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере охраны окружающей среды (далее – уполномоченный орган), относятся:
1) разработка и реализация областных целевых программ в сфере охраны окружающей среды;
2) разработка, утверждение и реализация ведомственных целевых программ в сфере охраны окружающей среды в порядке, установленном администрацией Новосибирской области;
3) участие в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование и обеспечение функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Новосибирской области;
4) осуществление государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
5) установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
6) обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды;
7) предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды, атмосферного воздуха;
8) контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
9) проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в порядке, установленном Федеральным законодательством;
10) делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории области и в случае воздействия на окружающую среду области хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации;
11) организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории области;
12) осуществление мер по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух при эксплуатации транспортных средств;
13) получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду на территории области;
14) взаимодействие с экологическими службами организаций, физическими лицами в сфере охраны окружающей среды;
15) ведение Красной книги области;
16) ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется областью;
17) установление сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере охраны атмосферного воздуха;
18) выдача, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником;
19) обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории области;
20) осуществление иных полномочий в сфере охраны окружающей среды».

Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О ветеранах труда Новосибирской области» установлено, что граждане, претендующие на присвоение почетного звания «Ветеран труда Новосибирской области» подают документы в территориальный орган областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан (орган социальной защиты населения по месту жительства). Ранее граждане обращались в комиссию по рассмотрению заявлений граждан на присвоение звания «Ветеран труда».

Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями»:
1. устанавливаются категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями:
«1) инвалиды (за исключением инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий) и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года;
2) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, а именно:
а) инвалиды Великой Отечественной войны;
б) участники Великой Отечественной войны (в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений);
в) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, признанные инвалидами, - в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;
г) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
д) члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
3) ветераны и инвалиды боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий и лица, на которых распространяется мера социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, а именно:
а) инвалиды боевых действий;
б) военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
в) ветераны боевых действий (в том числе лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий, - в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений), за исключением лиц, направлявшихся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавших установленный при направлении срок либо откомандированных досрочно по уважительным причинам;
г) члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий;
4) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).»;
2. устанавливается размер жилых помещений жилищного фонда социального использования, предоставляемых по договорам социального найма:
- для граждан, указанных в пунктах 1 и 3 – не менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения;
- для граждан, указанных в пункте 2 – не менее 22 квадратных метров общей площади жилого помещения;

3. определяются областные исполнительные органы государственной власти, уполномоченные устанавливать порядок расходования средств на осуществление отдельных государственных полномочий;
4. уточняется порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении отдельных государственных полномочий и областные исполнительные органы государственной власти уполномоченные принимать отчет;
5. определяются областные исполнительные органы государственной власти, контролирующие выполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
6. устанавливается методика расчета субвенции на обеспечение граждан жилыми помещениями.

Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд в Новосибирской области» в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается, что порядок заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов не распространяется на ели и деревья других хвойных пород, заготавливаемые для новогодних праздников.

Законом Новосибирской области «О внесении изменений в некоторые законы Новосибирской области в части предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» вносятся изменения, связанные с применением регионального стандарта нормативной площади жилого помещения (вместо нормы предоставления площади жилья) при предоставлении мер социальной поддержки, в следующие Законы Новосибирской области:
- от 25 июля 2003 года № 127-ОЗ «О ветеранах труда Новосибирской области»;
- от 29 декабря 2004 года № 253-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области»;
- от 14 марта 2005 года № 274-ОЗ «О предоставлении социальных гарантий лицам, имеющим почетное звание Российской Федерации, РСФСР или СССР, проживающим в Новосибирской области»;
- от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области»;
- от 5 декабря 2006 года № 60-ОЗ «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Новосибирской области».

Проект закона Новосибирской области «Об установлении предельного значения площади арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества» устанавливает предельное значение площади арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области или собственности муниципальных образований, расположенных на территории Новосибирской области, которая не должна превышать 2000 квадратных метров; а также срок рассрочки оплаты приобретаемого имущества, который составляет один год шесть месяцев. Рассрочка осуществляется равномерным ежемесячным поступлением средств.

Проект закона Новосибирской области «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области» устанавливает предмет регулирования закона; определяет перечни муниципальных нормативных правовых актов и дополнительных сведений к ним, необходимых для организации регистра; срок их предоставления; должностных лиц, обеспечивающих направление документов для организации регистра; исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, устанавливающий порядок предоставления копий муниципальных нормативных правовых актов и источников их официального опубликования, а также копий дополнительных сведений; предусматривает, что ведение регистра осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области; определяет элементы и составные части регистра, последовательность действий в процессе его ведения; закрепляет полномочия администрации Новосибирской области по установлению порядка юридической обработки и присвоения акту номера государственной регистрации, проведения правовой экспертизы, включения в регистр актов и дополнительных сведений о них.
Настоящий закон вступит в силу с 1 января 2009 года, за исключением части 3 статьи 2 и части 4 статьи 3, которые вступят в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Проект закона Новосибирской области «О физической культуре и спорте в Новосибирской области» определяет приоритетные направления развития физической культуры и спорта, систему физической культуры и спорта, субъектов физической культуры и спорта, полномочия органов государственной власти Новосибирской области в сфере физической культуры и спорта, устанавливает дополнительные гарантии спортсменам и иным специалистам физической культуры и спорта Новосибирской области, а также устанавливает льготы для отдельных категорий граждан в сфере физической культуры и спорта.
Так, статьей 15 установлена возможность нормативными правовыми актами Новосибирской области предусматривать меры социальной поддержки работников физкультурно-спортивных организаций, находящихся в ведении Новосибирской области:
«ежемесячные надбавки к заработной плате за выслугу лет;
ежемесячные фиксированные надбавки к заработной плате;
премии из премиального фонда;
установление ежемесячной доплаты в объеме одного минимального размера оплаты труда молодым специалистам, окончившим образовательные учреждения высшего или среднего профессионального образования, в течение двух первых лет работы;
повышение на 25 процентов размера должностных окладов специалистам физкультурно-спортивных организаций, работающим в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках).».
В статье 16 указан перечень официальных соревнований, за первое, второе и третье места в которых спортсмены, а также их тренеры получают единовременное денежное вознаграждение в порядке, установленном Губернатором Новосибирской области.
Статьей 17 предусмотрены льготы для отдельных категорий граждан в сфере физической культуры и спорта:
«1. Государственные бюджетные учреждения физической культуры и спорта Новосибирской области (государственные автономные учреждения физической культуры и спорта Новосибирской области - в рамках, установленных заданием) осуществляют физическое воспитание и спортивную подготовку бесплатно следующих категорий граждан:
а) инвалидов;
б) детей из многодетных и малообеспеченных семей;
в) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
г) пенсионеров.
2. Государственные бюджетные учреждения физической культуры и спорта Новосибирской области (государственные автономные учреждения физической культуры и спорта Новосибирской области - в рамках, установленных заданием) осуществляют физическое воспитание и спортивную подготовку на льготных условиях следующих категорий граждан:
а) детей дошкольного возраста;
б) обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
в) лиц, удостоенных наград Российской Федерации и Новосибирской области за заслуги в сфере физической культуры и спорта».
В связи с принятием указанного закона будет признан утратившим силу Закон Новосибирской области от 25 июля 2003 года № 128-ОЗ «О физической культуре и спорте в Новосибирской области».