ИТОГИ 25 СЕССИИ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ

26 июня 2008 года состоялась 25 сессия Новосибирского областного Совета депутатов, на которой было принято 16 законов Новосибирской области и 10 проектов законов Новосибирской области в первом чтении.
Особо следует отметить:

 Закон Новосибирской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» определяет полномочия органов государственной власти Новосибирской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства на территории Новосибирской области (статьи 11-13), устанавливает общие положения о региональной и межмуниципальных программах развития малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области (статьи 14-16), определяет основы финансовой, имущественной поддержки и иных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области (статьи 17-32), общие положения об инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области, регулирует иные вопросы в области развития малого и среднего предпринимательства; статья 33 признает утратившими силу отдельные законы Новосибирской области, регулирующие отношения в сфере малого предпринимательства.

Законом Новосибирской области «Об утверждении Типовой формы контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту» утверждена Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, в которой определены общие положения, права и обязанности Главы администрации, права и обязанности представителя нанимателя, условия оплаты труда, служебное время и время отдыха, срок действия контракта, а также иные условия контракта.

Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона Новосибирской области «О правовом статусе лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области» уточняется, что ограничения, связанные со статусом лиц, замещающих государственные должности Губернатора Новосибирской области, Председателя Новосибирского областного Совета депутатов, депутатов Новосибирского областного Совета депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе (первый заместитель, заместитель Председателя Новосибирского областного Совета депутатов, председатель комитета, председатель комиссии, заместитель председателя комитета, заместитель председателя комиссии Новосибирского областного Совета депутатов, член комитета, член комиссии Новосибирского областного Совета депутатов), председателя избирательной комиссии Новосибирской области, заместителя председателя избирательной комиссии Новосибирской области, секретаря избирательной комиссии Новосибирской области, председателя Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, аудиторов Контрольно-счетной палаты Новосибирской области устанавливаются федеральными законами, Уставом Новосибирской области и законами Новосибирской области, в частности:
«Лица, замещающие государственные должности первого заместителя Губернатора Новосибирской области, заместителя Губернатора Новосибирской области, не вправе:
быть одновременно депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьями, замещать иные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Новосибирской области или должности государственной гражданской службы Новосибирской области, а также выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы;
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (при этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации),
входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации».

Предметом правового регулирования Закона Новосибирской области «О профилактике наркомании в Новосибирской области» являются отношения в сфере профилактики наркомании, антинаркотической пропаганды, антинаркотического просвещения, антинаркотического обучения и воспитания граждан, реабилитации больных наркоманией в Новосибирской области.
Задачами закона являются:
- организация системы комплексной профилактики наркомании, выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению наркомании в Новосибирской области;
- правовое регулирование отношений, возникающих в сфере профилактики наркомании;
- установление полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере профилактики наркомании;
- обеспечение мероприятий, направленных на профилактику наркомании.
Законом определяются предмет, задачи, основные понятия, используемые в законе, законодательство Новосибирской области в сфере профилактики наркомании, содержание и объекты профилактики наркомании, дается система комплексной профилактики наркомании, финансирование мероприятий по профилактике наркомании; устанавливаются полномочия органов государственной власти Новосибирской области в сфере профилактики наркомании; устанавливаются иные органы и организации, осуществляющие деятельность в сфере профилактики наркомании и антинаркотической пропаганды; устанавливается система комплексной профилактики наркомании.

Закон Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О культуре в Новосибирской области» определяет категории граждан, имеющих право на посещение учреждений и организаций культуры, находящихся в ведении Новосибирской области, на льготных условиях. К данным категориям относятся:
1) дети-инвалиды и лица, их сопровождающие;
2) инвалиды, признанные нетрудоспособными;
3) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; курсанты военных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, расположенных на территории Новосибирской области, до заключения ими контракта о прохождении военной службы; лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, расположенных на территории Новосибирской области, с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан;
4) дети из многодетных семей.
Порядок и условия предоставления учреждениями и организациями культуры, находящимися в ведении Новосибирской области, льгот гражданам устанавливаются администрацией Новосибирской области.

Закон Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области» дополняет Закон Новосибирской области «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области» двумя статьями, в которых определяет порядок получения гражданами начальных знаний в области обороны и подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях, а также порядок организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны, подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях, расположенных на территории Новосибирской области; а также уточняет, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на образование в Новосибирской области распространяется как на областные государственные бюджетные и автономные образовательные учреждения, так и на муниципальные бюджетные и автономные образовательные учреждения Новосибирской области.

Закон Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов семей погибших военнослужащих» направлен на улучшение материального положения граждан, уволенных с военной службы и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы в ходе боевых действий, и устанавливает с 1 января 2009 года денежное пособие в размере:
инвалидам I группы - 3000 рублей;
инвалидам II группы - 2500 рублей;
инвалидам III группы - 1500 рублей,
а также детей погибших военнослужащих и устанавливает им ежемесячное денежное пособие в размере 1000 рублей.

Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О социальной помощи населению на территории Новосибирской области» изменяется понятие «многодетная семья» путем включения в эту категорию семьи с детьми, принятыми под опеку (попечительство), и (или) семьи, воспитывающей и содержащей пасынков и падчериц.
С целью оказания социальной помощи многодетным семьям вносятся изменения в статьи 4, 7 и 12 Закона области. Следовательно, указанная семья имеет право на получение социальной помощи, установленной настоящим Законом.

Проект закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» дополняет Закон Новосибирской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» новой статьей 141:
«Статья 141. Участие союзов (ассоциаций, фондов) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной поддержки сельскохозяйственного производства
Союзы (ассоциации, фонды), созданные в установленном порядке сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях решения совместных задач, связанных с функционированием и развитием сельскохозяйственного производства, могут участвовать:
1) в разработке проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Новосибирской области по вопросам государственной поддержки;
2) в выработке рекомендаций исполнительным органам государственной власти Новосибирской области по вопросам предоставления государственной поддержки;
3) в подготовке документов, предоставляемых субъектами государственной поддержки, в целях получения государственной поддержки».
Кроме того, проектом закона изменяется редакция статьи 15 в части предоставления государственной поддержки:
«1) на проведение следующих мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года» в части их софинансирования за счет средств областного бюджета Новосибирской области:
а) строительство жилья для специалистов, работающих в организациях, осуществляющих сельскохозяйственное производство;
б) строительство и ремонт систем водоснабжения сельскохозяйственного производства;
в) строительство и ремонт автомобильных дорог общего пользования.
2) на проведение мероприятий по социально-инженерному обустройству сельских территорий в соответствии с перечнем объектов и методикой их отбора, установленным уполномоченным органом».
Также уточнен перечень предоставляемых документов, необходимых для получения государственной поддержки; введены дополнительно меры государственной поддержки по приобретаемым субъектами государственной поддержки биологических средств защиты растений сельскохозяйственных культур в растениеводстве и биопрепаратов, витаминно-минеральных премиксов в животноводстве, на содержание племенных быков-производителей и племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных.

Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Новосибирской области» уточняется в статье 10 Закона Новосибирской области «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Новосибирской области» перечень документов, необходимых для переоформления лицензии (за исключением случаев открытия дополнительных обособленных подразделений):
«а) документов подтверждающих изменения в уставные документы, зарегистрированные в налоговых органах;
б) свидетельства о постановке на налоговый учет – в случаях изменения наименования юридического лица либо изменения его места нахождения (регистрации);
в) документов из органа местного самоуправления об изменении почтового адреса обособленного подразделения лицензиата».
Изменения также коснулись отказа в переоформлении лицензии, хотя ранее предусматривался отказ только в выдаче лицензии.

Проект закона Новосибирской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере охраны окружающей среды» разграничивает полномочия органов государственной власти Новосибирской области в сфере охраны окружающей среды Новосибирской области.
«К полномочиям Новосибирского областного Совета депутатов относится:
1) принятие законов и иных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и осуществление контроля за их исполнением;
2) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством».

«К полномочиям Губернатора Новосибирской области относятся:
1) принятие нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды;
2) утверждение перечня должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды области);
3) определение областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере охраны окружающей среды (уполномоченный орган)».

«К полномочиям администрации Новосибирской области относятся:
1) утверждение областных целевых программ в сфере охраны окружающей среды;
2) участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Новосибирской области;
3) введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых природных территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
4) определение порядка осуществления общественного контроля за охраной атмосферного воздуха;
5) определение порядка ведения Красной книги области»;
и другие.

К полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере охраны окружающей среды (далее – уполномоченный орган), относятся:
1) разработка и реализация областных целевых программ в сфере охраны окружающей среды;
2) разработка, утверждение и реализация ведомственных целевых программ в сфере охраны окружающей среды;
3) участие в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории области;
4) осуществление государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
5) установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне»;
и другие.

Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» определяются категории граждан, подлежащие обеспечению органами местного самоуправления жилыми помещениями по договорам социального найма:
«1) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года;
2) ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, а именно:
а) инвалиды войны;
б) участники Великой Отечественной войны;
в) ветераны боевых действий;
г) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;
д) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
е) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, признанные инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;
ж) инвалиды боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;
3) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условии, вставшие на учет до 1 января 2005 года;
4) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях)»;
определяются областные исполнительные органы государственной власти, уполномоченные устанавливать порядок расходования средств на осуществление отдельных государственных полномочий, а также контролирующие выполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
уточняется порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении отдельных государственных полномочий и областные исполнительные органы государственной власти уполномоченные принимать отчет.

Проект закона Новосибирской области «Об организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования на территории Новосибирской области» регулирует отношения по организации начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях на территории Новосибирской области.
В проекте закона определяются основные понятия, принципы деятельности органов государственной власти Новосибирской области по организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, государственные гарантии на получение начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, а также финансирование затрат по организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в Новосибирской области; определяются полномочия органов государственной власти Новосибирской области по организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования:
«К полномочиям Новосибирского областного Совета депутатов по организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования относятся:
1) принятие законов Новосибирской области в сфере организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования;
2) утверждение расходов областного бюджета на организацию предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования;
3) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области».

«К полномочиям администрации Новосибирской области по организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования относятся:
1) утверждение областных целевых программ развития начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, профессиональной ориентации учащейся молодежи в Новосибирской области;
2) установление порядка формирования областного задания;
3) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области».

«К полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного на решение вопросов и оказание государственных услуг в сфере образования по организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, относятся:
1) организация, переподготовки, повышения квалификации и стажировки мастеров производственного обучения, преподавателей специальных дисциплин государственных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования;

5) содействие трудоустройству выпускников государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования;
6) осуществление организационно-методического, информационного обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования;

9) осуществление полномочий государственного заказчика по размещению заказа на подготовку специалистов и рабочих кадров для государственных нужд Новосибирской области»;
и другие.

«К полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере труда и занятости населения, по организации предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования относятся:
1) организация и проведение мониторинга перспективной потребности рынка труда Новосибирской области в специалистах и рабочих кадрах;
2) организация переподготовки, повышения квалификации безработных граждан, проживающих в Новосибирской области, на базе государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования;
3) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области».

устанавливаются формы организации предоставления начального профессионального и среднего профессионального образования;
статья 9 определяет содержание и цели мониторинга перспективной потребности рынка труда Новосибирской области в специалистах и рабочих кадрах, статья 10 - правовые основы формирования областного задания на подготовку специалистов и рабочих кадров;
статьей 11 регулируется организация предоставления дополнительного профессионального образования;
в статье 12 установлены правовые основы развития государственных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
статья 13 регулирует отношения в сфере партнерства в развитии начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Новосибирской области в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» вносятся изменения в:
Закон Новосибирской области от 15 декабря 2007 года № 175-ОЗ «Об опеке и попечительстве в Новосибирской области»;
Закон Новосибирской области от 15 декабря 2007 года № 176-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству»;
Закон Новосибирской области от 6 декабря 2001 года № 200-ОЗ «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье»;
Закон Новосибирской области от 17 ноября 2006 года № 53-ОЗ «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье»;
Закон Новосибирской области от 4 ноября 2005 года № 335-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по оплате труда приемных родителей»;
Закон Новосибирской области от 12 мая 2003 года № 111-ОЗ «О защите прав детей в Новосибирской области».
По содержанию изменения связаны с исключением из законов нормы, устанавливающей порядок выплаты денежного содержания детям в приемной семье, а также заменой терминов «учреждение» на «организация», «оплата труда» на «вознаграждение», «льготы» на «меры социальной поддержки».
Кроме этого в законопроекте уточняются полномочия отдельных органов государственной власти Новосибирской области в части разработки и утверждения областных целевых программ в сфере опеки и попечительства, осуществления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, согласования представления к награждению знаком отличия «За материнскую доблесть» и др.