Материалы депутатских слушаний по проекту закона Новосибирской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области"

Материалы депутатских слушаний по проекту закона Новосибирской области 
"Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области"

1. Выписки из федеральных законодательных актов об определении полномочий органов государственной власти Субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере транспортного обслуживания

Конституция Российской Федерации

Статья 73: «Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.»

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Согласно № 184-ФЗ субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Статья 26.3 часть 2. «К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
11) строительства и содержания автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;
12) организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);…»

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Статья 4 часть 1: «Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, …настоящий Федеральный закон, …законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.»
Статья 6 часть 1: «К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:
…правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;…»

Статья 14 часть 1: «К вопросам местного значения поселения относятся:
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;…
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;…»

Статья 15 часть 1: «К вопросам местного значения муниципального района относятся:
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;…»
Статья 16 часть 1: «К вопросам местного значения городского округа относятся:
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;…
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;…»

 

Рекомендации
депутатских слушаний по проекту закона Новосибирской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области"

В настоящее на федеральном уровне не урегулированы вопросы организации транспортного обслуживания населения на территории субъектов РФ. Устав автомобильного транспорта не пересматривался с 1961 года, а вместе с тем политическая и экономическая ситуация в стране радикально изменилась. Прежде всего, на уровне разграничения полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, реформы системы межбюджетных отношений и социальной поддержки граждан: на смену социальным льготам пришли компенсационные выплаты.
Представляемый проект закона области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области» описывает новые складывающиеся правоотношения.
Настоящий законопроект устанавливает общие принципы организации и осуществления транспортного обслуживания населения Новосибирской области и регулирует отношения, возникающие между перевозчиками и уполномоченными органами, связанные с организацией транспортного обслуживания населения Новосибирской области автомобильным, пригородным железнодорожным, внутренним водным транспортом на маршрутах регулярного сообщения. Законопроект прежде всего касается организации межмуниципальных перевозок, а так же дает определение единой маршрутной сети Новосибирской области
Исходя из полномочий, установленных федеральным законодательством субъекту не дано право напрямую регулировать отношения по организации пассажирских перевозок в муниципальных образованиях. Вместе с тем данный законопроект дает правовую основу как для принятия системы подзаконных нормативных правовых актов Новосибирской области, так и для формирования нормативных правовых актов на муниципальном уровне.

Заслушав и обсудив доклады, участники депутатских слушаний ОТМЕЧАЮТ:
1. Наиболее эффективной формой развития социально-экономических отношений является стратегическое планирование и проектирование перспективных моделей. В сфере транспортного обслуживания населения такой формой должна стать «Концепция развития пассажирских перевозок транспортом общего пользования на территории Новосибирской области» (далее – Концепция).
2. Концепция должна содержать одну или несколько прогнозных моделей благоприятного развития данных отношений с приемлемой детализацией мероприятий по достижению основных задач и целей. Она должна стать стратегическим документом, в общих чертах описывающим все механизмы и регламенты взаимодействия основных субъектов данных взаимоотношений, без которых невозможно однозначно прописать положения Закона Новосибирской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области» (далее – Закон).
3. Отметить, что Закон в числе других нормативных правовых актов должен стать правовой основой реализации Концепции развития пассажирских перевозок транспортом общего пользования на территории Новосибирской области.

Участники депутатских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:
Администрации Новосибирской области:
1. В месячный срок доработать представленную в комитет по транспорту 17 апреля 2007 года Концепцию с учетом данных рекомендаций слушаний.
2. Оформить доработанную Концепцию в виде официального документа.
3. В структуре Концепции предусмотреть части, разъясняющие следующие вопросы:
• анализ соотношения действующих полномочий департамента транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области и полномочий областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере организации транспортного обслуживания населения, предполагаемыми проектом закона Новосибирской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области». Оптимальная форма, структура и функции областного исполнительного органа. Перечень основных контрольных функций администрации Новосибирской области и областного исполнительного органа по реализации закона;
• особенности регулирования взаимоотношений по организации единой маршрутной сети Новосибирской области как официальной совокупности государственных и муниципальных реестров маршрутов. Порядок согласования государственных и муниципальных реестров маршрутов. Порядок ведения общего реестра маршрутов области;
• принципы и порядок взаимодействия областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере организации транспортного обслуживания населения, и исполнительных органов муниципальных образований, уполномоченных в сфере организации транспортного обслуживания населения;
• система подзаконных актов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления, направленных на реализацию концепции развития пассажирских перевозок транспортом общего пользования на территории Новосибирской области и закона Новосибирской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области» с определением предметов регулирования;
• обоснование модели рынка пассажирских перевозок в Новосибирской области, согласно которой организация конкурсов на право заключения договоров на пассажирские перевозки не является торгами по размещению заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, договор на организацию пассажирских перевозок не является государственным контрактом, а органы, уполномоченные в сфере организации транспортного обслуживания населения, не являются государственными заказчиками;
• принципы тарифного регулирования, дотации на возмещение возможных расходов, связанных с тарифным регулированием, из бюджетов разных уровней;
• принципы договорной работы в сфере пассажирских перевозок, в том числе уточнение единой терминологии, предмета и момента исполнения договоров. Формы типовых договоров с учетом реализации требований законодательства в сфере пассажирских перевозок. Принципы организации перевозок по маршрутам регулярного сообщения по временным договорам;
• принципы функционирования системы электронных расчетов по оплате услуг на пассажирских перевозках разных видов. Электронная карта как платежное средство, а не билет. Факт выполнения договора перевозки пассажира при отсутствии билета. Учет объема перевезенных пассажиров при смешанной системе оплаты;
• принципы организации и финансирования системы инфраструктурного обустройства маршрутной сети Новосибирской области. Автовокзалы г. Новосибирска и Новосибирской области как предметы государственного регулирования. Вопросы собственности и организации пассажирских перевозок на них;
4. Организовать работу по разработке и принятию подзаконных актов в соответствии с положениями Концепции.
5. Издать и организовать распространение брошюры: Концепция (с учетом доработок) + принятый Закон. Провести широкое информационное освещение этого мероприятия.
Органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области:
1. Участвовать в доработке Концепции и в работе над проектом Закона.
2. Разработать и принять нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с положениями Концепции и требованиями законодательства, необходимых для обеспечения своих полномочий по организации транспортного обслуживания населения и взаимодействия с органами государственной власти Новосибирской области.
3. Согласовать регламенты работы систем управления пассажирскими перевозками с учетом положений Концепции и Закона.

 

Председательствующий Титков С.Н.