РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ

Рекомендации депутатских слушаний по теме:
«Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года»

Проект стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года (далее – Стратегия) разработан в соответствии с распоряжением Губернатора Новосибирской области на основании ст.5 Закона Новосибирской области «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области». Разработчиком выступил Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН с привлечением ряда научных и учебных организаций Новосибирской области.

Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области является «ядром» формируемых в Новосибирской области программы социально-экономического развития Новосибирской области, плана социально-экономического развития Новосибирской области, схемы территориального планирования Новосибирской области, других планово- прогнозных документов областного и муниципального уровней.

Предварительные материалы Стратегии и ее отдельные разделы обсуждались в цикле совещаний, проведенных в администрации Новосибирской области, в ИЭОПП СО РАН, на заседании совета Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий и т.д.

Проект Стратегии был обсужден и одобрен на заседании Межведомственной комиссии в Министерстве регионального развития Российской Федерации 6 марта 2007 года, на двух заседаниях совета администрации Новосибирской области и на заседании совета по стратегическому развитию Новосибирской области 20 июня 2007 года. Планируется рассмотрение Стратегии на сессии Новосибирского областного Совета депутатов в октябре 2007 года.

Обсудив проект Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года участники депутатских слушаний отмечают, что Новосибирская область на протяжении большей части ХХ века была одним из наиболее динамично развивающихся регионов России. В конце 80-х годов по комплексной оценке экономического потенциала она находилась в первой десятке регионов РСФСР и имела имидж региона с прогрессивной структурой хозяйства, сильным научно-образовательным потенциалом и интенсивным сельским хозяйством (на душу населения здесь производилось сельскохозяйственной продукции примерно на четверть больше, чем в среднем по РСФСР).

В период рыночных реформ высокий потенциал региона оказался невостребованным и стал быстро разрушаться. Под воздействием факторов, имеющих в основном внешний характер, область в середине 90-х годов вошла в категорию «новых депрессивных регионов».

В 90-е годы произошло качественное изменение специализации Новосибирской области: из мощного промышленного центра России она превратилась в регион, обслуживающий сферу обращения и финансы, межрегиональную торговлю, усилились позиции региона как крупного транспортного центра.

Исполнительная и законодательная власть Новосибирской области в начале XXI века столкнулась со сложной проблемой реализации новой социально-экономической и налогово-бюджетной политики с целью восстановления производственного потенциала региона и ускоренного преодоления последствий кризиса переходного периода.

В результате последовательной модернизации экономической политики в последние годы Новосибирская область демонстрировала высокие темпы роста в промышленности, сельском хозяйстве, торговле; увеличились инвестиции в реальный сектор экономики; возросли реальные доходы населения; улучшились финансовые показатели предприятий и организаций, что способствовало росту доходной базы региона; начался процесс технологического обновления и освоения производства конкурентоспособной продукции.

Тем не менее, в целом по соотношению среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума, по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума и другим важнейшим параметрам социального развития Новосибирская область находится лишь в середине списка всех субъектов Российской Федерации. Хотя в последние годы Новосибирская область демонстрировала более высокие, чем в среднем по стране, темпы жилищного строительства (в 2006 г. область вышла на рубеж сдачи 1 млн кв. м общей площади, всего за два последних года сдано 1,7 млн кв. м), в регионе сохраняется отставание от среднероссийского уровня по обеспеченности жильем.

Разрыв между показателем производства ВРП на душу населения в Новосибирской области и его среднероссийским уровнем в последние годы сократился, однако остается достаточно ощутимым. Хотя в области сохраняется более высокий, чем в среднем по стране, уровень производства сельскохозяйственной продукции на одного жителя, это опережение стало уменьшаться. Ситуация в сельском хозяйстве остается сложной, сокращаются посевные площади и поголовье скота, сохраняется значительная задолженность по оплате труда.

Таким образом, в настоящее время Новосибирская область столкнулась с необходимостью переломить отмеченные негативные тенденции, существенно усилить и стабилизировать позитивную динамику экономического роста, достигнутую в последние годы, и вернуть себе статус одного из наиболее динамично развивающихся и прогрессивных регионов России, отвечающего вызовам XXI в. Для этого необходимы:

наличие долгосрочной стратегической программы действий, воплощенной в детальных инвестиционных проектах, региональных целевых программах и системах мероприятий;
существенное совершенствование системы регионального управления так, чтобы она была способна реализовать поставленные задачи;
эффективное взаимодействие власти, бизнеса, науки и институтов гражданского общества, нацеленное на реализацию стратегических планов регионального развития.

Все это указывает на особую актуальность разработки Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г., направленной на решение этих задач.

Участники депутатских слушаний отмечают высокое качество аналитического материала, представленного в стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г., а также высокий уровень организационной работы администрации Новосибирской области при ее разработке, в том числе по обеспечению участия научных коллективов, представителей бизнес-сообщества, консалтинговых фирм, общественности Новосибирской области.

Учитывая изложенное, участники депутатских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:

Новосибирскому областному Совету депутатов:
1) одобрить проект стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г.;
2) при планировании законопроектной работы, разработке и принятии проектов законов Новосибирской области учитывать положения стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г.

Администрации Новосибирской области:
1) обеспечить реализацию стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г. через систему планово-прогнозных документов Новосибирской области, разрабатываемых на ее основе, обратив внимание на:
учет стратегических интересов развития соседних регионов;
детализацию сценария инновационного развития Новосибирской области;
2) при мониторинге социально-экономической ситуации в Новосибирской области отслеживать ход реализации стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г.;
3) продолжить практику общественных обсуждений долгосрочных планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской области, а также информировать население Новосибирской области о результатах реализации стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г. в средствах массовой информации, в том числе через электронные средства администрации Новосибирской области;
4) использовать стратегию социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г. как основу для заявок Новосибирской области на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из средств федерального бюджета (федеральные целевые программы, федеральные адресные инвестиционные программы, Инвестиционный фонд, программа развития особых экономических зон и пр.).

Муниципальным образованиям Новосибирской области:
при разработке комплексных программ социально-экономического развития муниципальных районов, городских округов и поселений руководствоваться положениями стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г., при необходимости вносить уточнения и корректировки в ранее принятые планово-прогнозные документы.

Членам Совета Федерации, Депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Новосибирской области:
способствовать более полному учету интересов Новосибирской области по реализации программных мероприятий стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г. при разработке федерального законодательства.

26 сентября 2007г.,  г.Новосибирск