17.10.18, 04:00

Сводный годовой доклад назвали «технократическим»

Комитет Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности высказал целый ряд предложений к формированию в будущем сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Новосибирской области.

Сегодня, 17 октября, комитету Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности впервые был представлен сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Новосибирской области в 2017 году. Как заметил и.о. министра экономического развития Виталий Шовтак, оценка экономической эффективности реализации госпрограмм проводится с 2011 года. С 2016 года эта информация обобщается в сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм, который представляется на заседание правительства. С этого года в связи с принятием изменений в федеральном законодательстве сводный доклад предоставляется в Заксобрание.
По информации и.о. министра, в 2017 году финансирование 96,2% расходов областного бюджета осуществлялось в рамках госпрограмм. Из 139, 63 млрд рублей, направленных на реализацию целевых программ, 105,4 млрд рублей или 75,5 % составляли средства областного бюджета, 10,73 млрд рублей (7,7%) - средства федерального бюджета, 22,03 – млрд рублей (15,8%) – внебюджетные источники, 1,47 млрд (1%) - средства местных бюджетов.
Наибольший объем средств федерального бюджета привлекался на программы: «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2020 годы», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы», «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2015-2022 годах», «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы», «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы». Среди госпрограмм, получивших наибольшую поддержку внебюджетных источников, программы «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы», «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2017-2022 годы», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на 2015-2020 годы».
Как пояснил Виталий Шовтак, программам дается интегральная оценка эффективности, когда интегральная оценка результативности программы соотносится с уровнем финансового обеспечения, плановые значения сопоставляются фактическими. При такой системе оценок по результатам 2017 года все программы впервые были признаны эффективными. (В 2016 году признаны неэффективными 2 госпрограммы, в 2015 году – неэффективна 1 госпрограмма). «Более двух третей госпрограмм имеют результативность более 90%. Уровень фактического финансирования более 85% программ составил более 90%. И только 3 программы – в сфере региональной политики, госфинансов и охраны окружающей среды финансировались на уровне менее 90%.

Прозвучавший доклад председатель комитета Александр Морозов, назвал «технократическим». «Почему была принята именно такая форма подачи материала? – задал он вопрос и.о.министра. – Более свободное изложение материала сделало бы его более понятным и обсуждаемым», - высказал свое мнение Александр Морозов. Такая форма сводного доклада принята в большинстве субъектов, отреагировал министр.
Стопроцентная эффективность реализации госпрограмм вызвала сомнения у заместителя председателя комитета Ирины Диденко: «Возможно, мы уменьшаем притязания, а, возможно, и занижаем цели, которые ставим в госпрограммах, в Стратегии социально-экономического развития региона. Стопроцентное исполнение госпрограмм должно быть не за счет уменьшения притязаний, а за счет активизации деятельности», - убеждена депутат.
Комитет сформулировал свои рекомендации к сводному годовому докладу о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Новосибирской области. В числе рекомендаций предложения включать в сводный годовой доклад информацию по сокращению (увеличению) финансирования и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или государственной программы. Депутаты считают необходимым добавить в сводный отчет данные о доле бюджетных ассигнований, направленных на реализацию наказов избирателей депутатам Законодательного собрания Новосибирской области в общем объеме средств, выделенных на каждую государственную программу Новосибирской области за отчетный год. Для повышения обоснованности выделения дополнительных ассигнований из областного бюджета Новосибирской области на мероприятия государственных программ Новосибирской области законодатели предложили предусмотреть ранжирование государственных программ Новосибирской области (мероприятий государственных программ Новосибирской области), исходя из вклада их в экономическое развитие Новосибирской области.
«У нас с вами 97% областного бюджета финансируется через государственные программы. Поэтому, рассматривая сводный доклад, мы, по сути, рассматриваем отчёт об эффективности траты всех государственных денег, - отметил заместитель председателя комитета Валентин Сичкарев. - Предложения, которые мы сформировали, сводятся к тому, чтобы и структура областного бюджета, и государственные программы подстраивались под одну главную задачу – минимизировать «жировые прослойки» - все расходы, на чём можно сэкономить, но при этом увеличить те расходы, которые непосредственно идут на территории, на наказы избирателей. Это дороги поселковые и межпоселенческие, это вода, водопроводы, строительство ФАПов, которых нам надо на территории 250 штук построить, это ремонт в домах культуры, проблемы ЖКХ - вот туда мы предлагаем направить основные средства бюджета, которые можно высвободить от каких-то других, неэффективных трат», - подчеркнул законодатель.