26.03.21, 14:07

Техосмотр: держим руку на пульсе

Депутаты комитета Законодательного Собрания по транспортной, промышленной и информационной политике побывали на пунктах технического осмотра автотранспорта в Новосибирске и Бердске. Вывод неутешительный: многие пункты ТО оказывать услуги по новым правилам не готовы.

Обсуждение ситуации с введением новых правил проведения технического осмотра транспортных средств на мартовском заседании комитета Законодательного Собрания по транспортной, промышленной и информационной политике вылилось в бурную дискуссию. Что не удивительно: слишком большие перемены планируются в этой сфере, чтобы исключить фиктивный технический осмотр. Все этапы проверки по новым правилам должны выполняться на компьютерном оборудовании. ТО проходит под обязательным наблюдением камер фотофиксации, а готовые снимки отправляются на сервер Единой автоматизированной информационной системы – ЕАИСТО. Естественно, новшества требуют немалых затрат.  Даже с учетом решения Правительства РФ о переносе реформы с 1 марта на 1 октября звучавшие прогнозы были далеко не оптимистичны.

На заседании комитета было решено посмотреть ситуацию на месте. И не откладывая. Вместе с представителями министерства транспорта и дорожного хозяйства, мэрии Новосибирска, Российского союза автостраховщиков  депутаты посетили четыре пункта технического осмотра. Первый, в промышленной зоне Бердска, как оказалось, был готов к введению новых правил техосмотра уже с 1 марта. Его владелец Николай Бауэр сокрушался: на новый центр взял кредит. Всё оборудовали по новым требованиям, однако, «экономика не выросла», народ на ТО не торопится. «Хотел даже делать вторую линию, да вдруг примут новый указ!» – говорит Николай Бауэр. Совершенно противоположная картина – в ООО «Аверс» на улице Выборной: тормозного стенда нет, другого необходимого  оборудования  для проведения техосмотра сотрудники также не показали. Зато выяснилось, что  в марте здесь уже выдали 32 карты техосмотра. Заместитель Председателя Заксобрания Валерий Ильенко не сдержался: «Выдали карту на тот свет!»

«Результаты проверки очень неоднозначны, – подвел итог увиденному председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике  Майис Мамедов. – Мы смотрели соответствие пунктов техосмотра требованиям, которые вступают в действие с   октября (помещения, оборудование). К сожалению, опасения подтверждаются. Не все пункты техосмотра готовы. В некоторых даже не знают, что помещению не хватает полметра ширины. Оператор может не пройти аккредитацию уже по этому параметру.  По имеющимся данным, порядка 30 процентов пунктов техосмотра не соответствуют новым правилам. Закрыть – ума много не надо, надо понимать, куда пойдут люди. В течение недели ждем от минтранса дорожную карту, как решать проблему. Чтобы быть уверенными, что с октября сможем проводить техосмотр по новым правилам».

На совещании, которым завершилась проверка, разговор шел конкретный. Первый пункт решения – рекомендация минтрансу в течение апреля провести ревизию всех пунктов технического осмотра Новосибирска и области на их соответствие требованиям закона. Депутаты посоветовали привлечь к этой работе Общественный совет, действующий при министерстве, а также саморегулируемую организацию «Транспортный союз Сибири».

Особое внимание – районам области. На территории восьми из них – Баганского, Болотнинского, Венгеровского, Каргатского, Северного, Убинского, Усть-Таркского – пункты ТО отсутствуют, и еще не известно, в каком состоянии они в остальных районах. По мнению заместителя председателя комитета Сергея Титкова, к решению проблемы надо привлечь глав районов. «Закончилось время, когда страховые компании брали липовые ТО. Владельцу авто придется ехать на станцию техосмотра, а это 100, а иногда и 200 километров. Так что он неминуемо придет к главе. А там, я уверен, найдут и помещение, и компьютер поставят, и линию сделают. В районе есть транспортные предприятия, возможно организовать проведение ТО на их базе». В крайнем случае, предложила зампредседателя комитета Елена Тырина, можно использовать в качестве пилотного проекта передвижную диагностическую линию: «Надо проработать вопрос с минпромом».

В числе злободневных – тема тарифа на проведение техосмотра. «В нашей области он не пересматривался с 2013 года, на сегодня тариф у нас самый низкий в СФО, – констатировал председатель комитета Майис Мамедов. – Пункты ТО работают на грани, практически нет прибыли. При этом они вынуждены приобретать дорогостоящее оборудование».

Депутаты порекомендовали министерству транспорта и дорожного хозяйства области рассмотреть возможность изменения тарифа на ТО с департаментом по тарифам областного Правительства. Участники совещания поддержали предложение о проведении общего собрания действующих в области операторов ТО.

«На обсуждение будут вынесены самые злободневные вопросы: экономика, тарифы, цена кредитов. Понятно, что подготовить пункты осмотра к работе по новым правилам и сложно, и дорого. Но человеческая жизнь дороже. Реформа как раз и ставит своей целью повышение безопасности транспортных средств, – подчеркнул Майис Мамедов. – До 1 октября мы должны сделать все, чтобы пункты ТО в области начали работать в соответствии с новым законом».